Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

Terem.jpg (213476 байтов)

Выставки в Муниципальном музее 

"Детская картинная галерея" г. Самары

в 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

С 24 декабря 2015 г. до конца февраля 2016 г.

 
 
     
         
 

В декабре 2015 года исполняется 25 лет Детской картинной галерее Самары. Юбилейная выставка «для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми» будет посвящена самым интересным и знаковым моментам из истории музея.

На этой выставке вы увидите лучшее из музейных коллекций: детские рисунки из «золотого фонда», международную коллекцию детских работ из двух десятков стран (Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Казахстана, Канады, Китая, Мозамбика, Польши, США, Финляндии, Эстонии, Югославии, Сербии, Японии и других). В этих работах со свойственной детям искренностью одновременно выражена их индивидуальность и национальная самобытность. В этом же зале на карте мира можно будет отыскать те страны, где были нарисованы детские работы и наглядно увидеть географию музейной коллекции.

 

 

В экспозицию каминного зала кроме детских работ войдут репродукции картин признанных  художников - Матисса, Пикассо, Модильяни, Шишкина, Делоне и других. Каждая из этих картин своим колоритом, композицией, образами напоминает один из детских рисунков, представленных здесь же. Пришедшие на выставку смогут подобрать к взрослой работе детскую пару. За этой игрой мы предлагаем зрителям поразмышлять вместе с нами над тем, откуда появляются такие рифмы между взрослым и детским искусством. Почему мастера, прошедшие долгий профессиональный путь, используют те же образы, находят те же композиционные и цветовые решения, что и дети? И насколько правильно делить искусство на взрослое и детское?

 

Для ценителей декоративно-прикладного искусства на выставке будут представлены гобелены и чудесная керамика. Посетители всегда с живым интересом рассматривают, как в детских расписных куманцах и чайниках, забавных жирафах, рыбах и фруктах сочетается свобода фантазии с уверенным мастерством. Все выставленные произведения созданы детьми в мастерской керамики, которая открылась при Детской картинной галерее в 1999 году и продолжает свою работу по сегодняшний день.

В подвале особняка зрителей ждёт неожиданный сюжетный поворот. Осторожно спустившись вниз по лестнице, вы окажетесь в физической лаборатории, где демонстрируются занимательные опыты со светом и цветом. Эту часть экспозиции для музея подготовили молодые учёные из Физического института РАН. Такая научная лаборатория в стенах Детской картинной галереи неслучайна: многих художников волновала связь физики цвета и его восприятия человеческим глазом.

 

 

И, конечно же, мы не забыли о праздничном настроении – всех посетителей музея будет встречать новогодняя ёлка и рождественский вертеп.

Выставка будет открыта до конца февраля 2016 года.

 


 

     
 

С 11 марта 2016 г. по 7 апреля 2016 г.

 

На выставке представлены лучшие детские работы конкурса «Франция глазами российских детей», который проводится совместно с Альянс Франсез Самара в рамках ежегодного фестиваля "Франкофония". В конкурсе 2016 года приняли участие более 200 работ из учебных заведений Самары, Оренбурга, Тольятти и Кинеля. Жюри в составе Тибо Айуна, директора Альянс Франсез Самара, Н.Г.Коржовой, руководителя выставочных программ Средневолжского филиала ГЦСИ, директора СХУ Г.М.Мисюк, директора МДКГ Н.В.Иевлевой и И.И.Петровской, начальника информационно-аналитического отдела Самарской Губернской Думы, отобрало 115 лучших для участия в выставке. Это картины, рисунки, коллажи, макеты. Возрастной диапазон авторов – от 5 до 17 лет. Для своих работ художники выбрали разные французские сюжеты: Эйфелева башня, Нотр-Дам де Пари,  парижские улочки, Монмартр, сады, кафе и лавандовые поля. И в каждом из этих детских рисунков легко угадывается «французский миф», к которому, как исторически сложилось, так неравнодушна русская душа. 

Безусловно, самый популярный сюжет – Эйфелева башня, открытая в 1889 как временное сооружение для Всемирной парижской выставки. Тем интереснее рассматривать работы, авторы которых выбрали и изучили менее известные широкому зрителю архитектурные сооружения, такие как мост Пон-дю-Гар - самый высокий сохранившийся древнеримский  акведук во французском департаменте Гар  или Папский дворец в Авиньоне, построенный в XIV в.

Две очень разные работы на выставке посвящены Жанне Д`Арк – очень искренняя и наивная картина 7-летней Маши Лычёвой и зрелая, профессиональная работа 14-летней Елены Малаховой.

В малых залах особняка представлены две коллекции «Эксклюзивной куклы особняка Клодта», связанные со Францией.

Первая коллекция «Карнавал бургундской моды» (поздняя готика). Во времена готики мода впервые стала интернациональной как в части формирования вкусов, так и в части распространения, запечатлев в истории костюма и искусства один из поразительных образов человека – Человека праздничного. Моды XIV и XV вв. обычно носят название придворных бургундских мод, так как бургундский двор в то время стал одним из богатейших в Европе и моды его являлись эталоном изящества.

Иногда этот период в истории костюма называют также карнавалом мод благодаря бесконечной смене разнообразных форм костюма. Одновременно были в моде совершенно противоположные типы одежд - узкие и короткие, длинные и широкие, которые, однако, целиком подчинялись общему направлению моды, связанной с развитием готического стиля. Характерными чертами модного силуэта были вычурность, изысканность линий и удлиненность пропорций. Бургундская придворная одежда достаточно долго служила образцом для подражания во всей Европе. Центральные персонажи «Карнавала бургундской моды» - герцог Бургундский и члены его семьи, одеты по моде двора и помещены в интерьер парадного зала фамильного замка.

Вторая коллекция - «Барокко».  В ней представлено 10 кукол, некоторые из которых имеют исторические прототипы: Людовик XIV де Бурбон, кардинал Ришелье, Мария Медичи, герцогиня де Фонтанж с пажом, а также знатные господа и дамы, одетые по моде барокко. Куклы коллекции представляют моду барокко в развитии за весь XVII в., следуя возрастным изменениям в жизни Короля-Солнца (Людовика XIV): восход – юность, полдень – зрелость, закат – старость.

 На выставке также будет представлена керамика учеников МЭДХШ № 4 г.Самара (ныне  - Мастерские МДКГ).

Выставка будет открыта до середины апреля 2016 года по адресу ул.Куйбышева, 139.

 


 
     
 

С 22 апреля 2016 г. по 19 июня 2016 г.

 

Выставка «Привет из Самары!» продолжает серию исторических выставок нашего музея. Оставаясь в хронологических рамках конца 19 - начала 20 века, на этот раз достаточно чётко определена география: большинство предметов, фотографий, документов и историй на выставке относятся к Самаре и Самарской губернии. На это было две причины. Во-первых, большой интерес коллекционеров к прошлому нашего города и, во-вторых, сразу две памятных даты: 430 лет Самаре и 165 лет Самарской губернии.

Один из залов выставки посвящён Александрийским гусарам, которых ещё называли «чёрными» и «бессмертными». История Александрийского гусарского полка стала частью самарской истории в конце 1910 - начале 1911 г., когда он был переведён в наш город вместе с конно-артиллерийским дивизионом. Для полка были построены специальные казармы, на территории которых размещался крытый манеж для выездки лошадей.

Кроме непосредственно полковых служб, в казармах была библиотека и полковой музей с портретами, рисунками, фотографиями, старинным оружием, а также документами по истории полка. Несколько картин из полкового музея, которые сейчас хранятся в фондах Самарского художественного музея, представлены на выставке в репродукциях.

«Чёрными» гусары стали называться благодаря чёрным доломанам с серебряной отделкой, которые они носили при парадной форме. Так называемая «Адамова голова» стала эмблемой александрийских гусар довольно поздно - в 1914 году. Она помещалась на головных уборах, где заменила собой серебряный государственный герб. Такая же эмблема была в центре полкового нагрудного знака, который можно увидеть на выставке вместе с мундирами.

Продолжается выставка «зарисовками» из истории самарской торговли, которая была важной частью городской жизни. За темпы промышленного развития и бурную торговлю наш город называли волжской Одессой и русским Чикаго. Город и его окрестности были известны своими мельницами и многочисленными фабриками и заводиками: салотопенными, кирпичными, механическими, горшечными, клееваренными и многими другими.

На выставке представлены самарские товары рубежа 19 и 20 веков: жестяные «конфектные» коробки кондитерских фабрик И.В. Каргина и А.А. Савинова, И.А. Фёдорова, И.П. Корунова, А. Косолапова, С. Решетникова и других. Причём эти товары были  известны и за пределами Самары: например, монпансье от Савинова и компании на выставке в Париже в 1904 году завоевало Гран-при. Также в экспозицию вошли бутылки из-под минеральных вод и пива Жигулёвского пивоваренного завода, аптечные флаконы и бутыли

      Ещё одна тема выставки – самарские развлечения, которые как и товары, были на любой вкус - от “панских” до “чёрных”. В городе один за другим открывались биоскопы и электро-театры, в которых ежедневно демонстрировались «действительно гигантские немелькающие живые фотографии». Картины «непосредственно получались из Парижа, Англии, Америки и Германии». На выставке можно будет увидеть несколько короткометражных фильмов изобретателей синематографа Луи и Огюста Люмьер. Современники горячо принимали эти ленты не только в городах Франции и Европы, но и в России.  

Также в городе работали балаганы, театр, музей Паноптикум, передвижной зверинец, устраивались благотворительные вечера, воздухоплавательные праздники, спортивные состязания, в том числе скачки на льду реки Самары, а затем на вновь отстроенном ипподроме.

В преддверии Пасхи один из малых музейных залов посвящён евангельским сюжетам. Художница Детской картинной галереи Ольга Алонова создаёт скульптурные композиции, изображающие события Страстей Христовых. На выставке будут представлены три сюжета: «Тайная вèчеря», «Поцелуй Иуды» и «Распятие». Начало работе было положено в 2011 году, когда в музее был сделан первый рождественский вертеп (автор Елена Яшенькина). Затем появились «Благовещение», «Сретение» и «Бегство в Египет». Но это были уже не вертепы в традиционном смысле, а авторские композиции, которые через художественные образы и пластику рассказывали о евангельских событиях. Так как композиции авторские, то с приходом в проект нового художника они существенно изменились. На смену наивной и немного детской манере первых композиций пришли формы, отсылающие нас к гравюрам Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда, Гюстава Доре и фрескам Леонардо да Винчи.

 


         

 

 

 

С 22 апреля 2016 г. по 19 июня 2016 г.

 

 

 

Традиционная кукольная выставка в Детской картинной галерее этим летом расширила круг авторов. Кроме исторической костюмной куклы Ольги Бакановой, получившей постоянную прописку в особняке Клодта, на выставке представлены работы тольяттинских авторов. 

 

В экспозицию вошли две коллекции исторической костюмной куклы: «Арт Деко: стиль и вариации», «Венецианский карнавал» и несколько персонажей из коллекции «Ампир и бидермайер».

 

В коллекции «Арт Деко: стиль и вариации» 10 кукол, в которых Ольга Баканова импровизирует на тему 20-30-х годов прошлого века, в каких-то куклах переосмысляя его, а в других почти дословно воспроизводя образы этого времени. Из всех коллекций автора, которые отсчитывают свою «модную историю» от Средневековья, именно эта ближе всего подошла к современности.

 

Стиль Арт Деко расцвёл в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами (1918-1939). Люди словно прятали свою духовную растерянность за роскошью, сложными орнаментами, экзотическими и ультрасовременными материалами. «Карнавал на рубеже эпох» - так можно определить настроение этого времени, и все персонажи коллекции Ольги Бакановой по-разному это передают.

 

 

Несколько кукол стоят особняком от узнаваемых образов и отсылают нас к Египту, Японии, Африке. И это вполне закономерно для эпохи Арт-Деко – открытие искусства Амарны и гробницы фараона Тутанхамона, мода на путешествия и возросшие скорости сильно повлияли на стиль жизни и моду этого времени.  

 

В каминном зале музея зрителей встречает «Венецианский карнавал» и приглашает на яркий и удивительный праздник. В 2009 году эта  коллекция выставлялась в Музее исторических тканей и костюмов в Венеции.

 

Изначальная идея карнавала – шумно отметить последнюю неделю перед началом Великого поста и сжечь чучело зимы – давно забыта. Карнавал даёт шанс изменить на время свою сущность, скрывшись под маской,  и превратиться в человека из другой эпохи или страны. У каждой куклы в коллекции тоже есть своя маска, которая отражает её характер.

 

Открывает коллекцию кукла «Венеция», которая воплощает театрализованное начало карнавала. Платье куклы – декорация венецианского пейзажа - ведуты, сшитое в лоскутной технике. В ее руках две марионетки – персонажи уличных буффонад. Она - символ города, который собирает на своих праздничных улицах людей со всего мира.

 

Ещё одними яркими героями «Венецианского карнавала» стали классические персонажи Commedia dell`arte - балагур и остряк Арлекин, всегда грустный Пьеро, веселая служанка Коломбина в платьях своей госпожи и кривляка Пульчинелла с писклявым голосом. Commedia dell`arte – комедия масок – площадной театр итальянского Возрождения, который п0росуществовал с середины XVI до конца XVIII в., сыграв решающую роль в развитии всего западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми профессиональными европейскими театральными труппами, в которых закладывались основы актёрского мастерства и присутствовали элементы режиссуры.

 

В бывшей буфетной особняка Клодта выставлено несколько кукол из коллекции «Ампир и бидермайер», которые представляют моду первой половины XIX века.

 

 

 

По соседству с костюмной куклой Ольги Бакановой выставлена авторская кукла двадцати мастеров из Тольятти. Посетители познакомятся с плюшевыми мишками, зайцами и котами Ольги Жарковой, Ксении Шалай, Рашиды Галимовой, Натальи Волошиной, Екатерины и Татьяны Морозовых, Евгении Кучиной, куклами Светланы Бузницкой, Анны Ханжиной, Ольги Тетюшиной, Светланы Морозовой, текстильными куклами-импровизациями в народном стиле Татьяны Манычевой и Елены Алексеевой, пэчворками Ольги Парфёновой и работами других авторов.

 

Выставка «Лето. Терем. Куклы» - живое доказательство того, насколько гостеприимен мир авторской куклы. Его двери открыты для профессиональных художников и начинающих мастеров. Он даёт возможность работать в разных стилях и материалах – текстиле, керамике,  шерсти, папье-маше, дереве. Однако, независимо от выбранного материала и техники, на пути к воплощению своего замысла автор куклы решает множество задач как скульптор, дизайнер, модельер и художник. При благополучном стечении обстоятельств из-под рук мастера выходит кукла, которая становится произведением декоративно-прикладного искусства, предметом коллекционирования и украшением интерьера. Но тысячи поклонников авторской куклы и коллекционеров по всему миру любят её ещё и за то, что она способна стать «собеседником» и даже другом, с которым можно вспомнить детство, помолчать, подумать.

 

Татьяна Манычева – автор кукол и руководитель тольяттинской студии «Страна чудес» помогла в подборе именно таких кукол, которые подарят гостям выставки эстетическое удовольствие и хорошее настроение.

 

Одновременно с куклами зрители увидят выставку «Премьера» с рисунками и керамикой, выполненными воспитанниками мастерских при Детской картинной галерее в минувшем учебном году. Возраст авторов от 5-и до 16-и лет, и обучаются они в разных мастерских: развития детского творчества, архитектуры и дизайна, керамики и композиции. В помещении каретника, где обычно находятся учебные классы, этим летом открылась выставка композиций, созданных учениками академкласса (последняя ступень обучения в мастерских). Иевлева Нина Васильевна – преподаватель композиции – не стала ограничивать своих учеников темами, и в результате получились интересные работы, в которых можно увидеть не только уровень художественной грамотности, но и круг интересов сегодняшних подростков.         

 

 

Экспозиция может заинтересовать как взрослых, которые задумываются о художественном образовании своих детей, так и тех, кому интересно изобразительное искусство без оглядки на возраст художников.

 


 

 

   
 

С 10 октября 2016 г. по 13 ноября 2016 г.

 

 

Выставка «Куйбышевское время» представляет живопись, печатную и уникальную графику, скульптуру и керамику куйбышевских художников 1950-1980-х годов. Этот период советской эпохи, как и вся она, уже в силу своей удалённости от наших дней обрастает множеством мифов. Но попытки добраться до «реальности» этого времени усложняются ещё и тем, что оно само активно порождало мифы, в том числе посредством искусства.

 

Поэтому первый зал начинается с небольшого погружения во время с помощью предметного, вещного ряда: советская школьная форма, пионерский галстук, газеты и журналы. У кого-то они вызовут личные воспоминания, дети и подростки, возможно, увидят их впервые. Представить Куйбышев того времени можно по десятку фотографий Александра Васильевича Иевлева – фотокорреспондента ТАСС по Куйбышевскому корпункту с 1939 г., по Куйбышевской и Ульяновской областям с 1945 по 1971 гг.  

 

Вся художественная часть экспозиции условно разделена на две части. В зеркальном и каминном залах выставлены произведения официального искусства, так называемое «заказное», служащее пропаганде социалистических ценностей. По одним только названиям картин вырисовывается круг тем, востребованных государством: «Кузнецы Усовы», «На конвейере», «Геометрия стройки», «Танкеры», «Завод», «На дорогах войны», «Строительство куйбышевского филиала Центрального музея В.И.Ленина», «Совещание рационализаторов», «Гаак К.Г. – бригадир бригады отделочников жилстроя № 2», «Строим завод» и так далее и так далее. Трудовой подвиг вместе с индустриальной темой составляют, пожалуй, около 90% сюжетов представленных работ.  

В этих залах посетители увидят графику Павла Якушева, Юрия Бородачева, Константина Печуричко, Николая Панфильцева, П.Ураткина, Владимира Пашкевича, Игоря Дубровина, живопись Валентина Пурыгина, Бориса Иевлева, Венира Кныжова, Г.Ардакова, Ксении и Евгения Горовых, Вениамина Клецеля, скульптуру А.Кудинова и другие работы.

 

Вторая часть выставки - «пейзажная» - представляет живопись куйбышевских художников Геннадия Филатова (1929-1979) и Алексея Андрианова (1907-2007). Первый представлен более чем шестьюдесятью этюдами из коллекции Сергея Рудняева, второй – четырьмя картинами  из коллекции Олега Давыдова.

Приметы времени в этих работах почти отсутствуют, как нет в них патетики и бравурной приподнятости, непременных в соцреалистическом пейзаже. Возникает чувство, словно в мощном соцреалистическом хоре, где, в сущности, собственное мироощущение художника кладётся на алтарь великих идей (государства, пропаганды), появляются отдельные голоса с личной интонацией. Эти художники осмеливаются говорить от своего собственного лица, а не от всего советского народа. Правда, довольно часто это были одни и те же художники, вынужденные жить «двойной» жизнью - в официальной эстетике и личном творчестве.

Ещё один художник, чьи работы не вписываются в соцреализм, хотя и создавались в период его расцвета - Александр Андреевич Любимов (1897 - 1973). Блестящий график, ученик Николая Фешина и  Дмитрия  Кардовского, он продолжал традиции классического рисунка и передавал их своим ученикам, многие из которых стали художниками. На выставке представлено двенадцать графических листов Александра Любимова.   

 

Керамика Валентины Алексеевны Свешниковой (1940-2016), вошедшая в экспозицию,  формально относится к советскому декоративно-прикладному искусству. Но стечение обстоятельств: детство и юность в Ленинграде, учёба в ЛХПУ им.Мухиной, свободолюбивый характер и влияние европейского искусства сформировали художественный стиль этого мастера, и прекрасные незнакомки на росписях Валентины Свешниковой отсылают нас скорее к керамике Пикассо, чем к социалистическому реализму.

 

 

 

 

 

Печатная графика, благодаря своей тиражности, а, следовательно, демократичности, лёгкому использованию в агитации, и доступности для широких масс, занимала важное место в советском искусстве. Поэтому печатной графике, а именно гравюре, отдана отдельная часть экспозиции. Она расположилась в одном из подвалов особняка Клодта, обычно закрытого для посетителей. Главным экспонатом в этом пространстве, помимо офортов, ксилографий, линогравюр и досок, с которых делаются отпечатки, стал действующий офортный станок. Посетители на выставке смогут не только увидеть эстампы и узнать историю гравюры, но и предметно представить себе технологию их создания.

 

 

Выставка открыта с 10 октября до середины ноября 2016 года по адресу ул. Куйбышева, 139

 


 
     
 

С 23 ноября 2016 г. по 18 декабря 2016 г.

 
 

Самарская школа №124 - это уникальный образовательный комплекс, в котором научно-творческое мышление тесно взаимосвязано с пропедевтикой архитектурно-дизайнерского образования. Руководит отделением «Технологии архитектурно-дизайнерского проектирования» Людмила Борисовна Цибер, член Союза дизайнеров России. В рамках этой образовательной программы предметы специализации изучают со второго класса, а с 5 по 11 класс с детьми работают преподаватели профильных вузов.

В этом году школа №124 вошла в топ-500 лучших образовательных учреждений России. До этого она входила в число 100 лучших образовательных учреждений в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», дважды становилась победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы нацпроекта «Образование», была неоднократным победителем конкурса общественного признания «Крылья успеха».

           Школа является ассоциированным членом Самарской Региональной общественной организации Союза Архитекторов России, тесно сотрудничает с региональными отделениями Союза художников и Союза дизайнеров РФ, музеями и галереями. Ежегодно школьники принимают участие в профессиональных конкурсах и выставках, таких как межрегиональная выставка «INTERIOROOM», фестиваль архитектуры «АРХИТ», Поволжская конференция «Творческий потенциал».

В экспозиции выставки «Архитектура роста» представлены макеты памятников архитектуры Самары, проект «Самарские Окна», посвященный деревянному зодчеству Самары, задания на формообразование, работы по живописи, графике,  композиции,  дизайн-проектированию,  декоративно-прикладному искусству учеников 9-11 классов.

 

 

 История школы изобразительного творчества и дизайна «Радуга» началась 25 лет назад с маленькой изостудии - так начался большой путь творческого коллектива педагогов под руководством Светланы Николаевны Куштыновой, Почётного работника образования РФ. Прошедшие четверть века стали для школы временем поисков и смелых творческих экспериментов.

На выставке представлены лучшие работы учащихся в возрасте от 5 до 20 лет. Работы выполнены в различных техниках графики (рисунки простыми и цветными  карандашами, маркером, тушью), живописи (акварель, гуашь), декоративно-прикладного искусства (холодный и горячий батик, витраж, керамика). Деятельность Мастерской моды школы «Радуга» представлена эскизами коллекций и готовыми изделиями (костюмами). Детские работы учащихся подготовительного отделения наполнены светом, теплом, радостью, фантазией и живой непосредственностью. Работы старших учащихся по станковой композиции представляют более зрелый взгляд на окружающий мир, исторические события, национальные и культурные традиции.

 

 

 

 

С 26 декабря 2016 г. до конца января 2017 г.

 

 

Выставка «Были и небылицы» в интересной и занимательной форме рассказывает о том, как жили и во что верили наши предки, почему одушевляли силы природы и какой смысл вкладывали в то, что создавали своими руками.

В сюжет каждого зала включены интерактивные моменты, которые помогают детям живо участвовать в выставке. Маленькие и взрослые посетители вспомнят любимых героев русских народных сказок и придумают с ними свой сказочный сюжет, спустятся в подземелье Кощея Бессмертного, соберут узор на рушнике и увидят вертепное представление.

Выставка начинается с того же, с чего началось знакомство с русской народной культурой у большинства из нас – со сказок. Для этого зала ученики художественных мастерских при музее нарисовали иллюстрации к нескольким народным сказкам. У них получились яркие, искренние и трогательные работы с Василисами Премудрыми и Прекрасными, Иванами-царевичами, богатырскими конями, сапогами-скороходами и другими диковинами. Во всех этих рисунках подкупает «честность» иллюстраторов, которые прямодушно верят в те чудеса, которые рисуют.

Продолжается сказочная тема в одном из подвалов особняка, где сидит в своём подземелье на злодейства больше не годный, всеми позабытый Кощей Бессмертный.

В следующем зале - каминном - создан образ таинственного и опасного леса, в котором стоит макет русской избы с традиционными оберегами и внутренним убранством. Эта часть выставки рассказывает про внешний мир, окружавший наших предков и их дома, оберегавшие от этого опасного мира. Интересно, что традиция охраны стен, окон и кровли жилища при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и существует до наших дней. В этом зале также есть детские и подростковые рисунки, на которых изображены лешие, болотники, водяные, русалки, луговики, кикиморы, вихри и морозы, в которых верили славяне.  

Постепенно переходя от небылиц к былям, от сказок и чудес к артефактам, зрители увидят уникальные предметы, которые найдены археологами в нашем регионе и датируются II тыс. до н.э. - XVIII в. н.э. Эти экспонаты предоставили для выставки два самарских археологических музея - Самарского университета и Самарского государственного социально-педагогического университета. Предметы, собранные в этом зале, любопытны не только своей историей, но и магическими свойствами, которые им приписывали.  

 

Выставка продолжается зимними рукоделиями и ремёслами: в экспозиции представлены вышитые рушники из музейных фондов и частных коллекций, русские народные промыслы по изготовлению глиняных игрушек (Каргопольская, Дымковская, Филимоновская, Абашевская игрушка), бытовые предметы (рубеля, прялки, шаркунки). В этом зале мы продолжим разгадывать загадки старинных предметов и попробуем не только прочитать послания, зашифрованные в рушниках, но и собрать свой орнамент «со смыслом».

 

Завершается выставка залом с историей Святок и Рождества, где маленькие зрители узнают о святочных гуляниях и обрядах, посмотрят берестяные маски-личины, поучаствуют в гадании и увидят фрагмент традиционного рождественского представления в театральном вертепе.