Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   

Эклектика

 

(от греческого Eklektikos – способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных, разнохарактерных художественных элементов, обычно имеющее место в периоды упадка искусства. Черты эклектизма, например,  заметны в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.

В истории искусства под эклектикой традиционно понимают архитектурное течение середины – II половины XIX века, чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.).

Эклектика пришла на смену классицизму, художественные идеалы которого перестали вдохновлять общество. Произошло это благодаря романтизму с его философией «свободного перемещения в историческом времени» и отказом от строгих канонов в искусстве. Модным и актуальным стало все, что было комфортным и красивым в предыдущих стилях.

В отличие от классицизма, для которого античность была высшим и единственным образцом для подражания, эклектика возвеличивала все архитектурные стили прошлого. Она не требовала от зодчих изобретения новых архитектурных форм и деталей. Лозунг этого времени: «Эклектика как право умного выбора». Подобный выбор часто давался ценой потери целостности художественного мышления и органичности творческого процесса художника.

Увлеченность историей – характерный признак стиля эклектики – выразилась в изучении строительного опыта прошедших эпох и практическом использовании достижений архитектуры всех стран и времен. При этом эклектизм допускал возможность применения любых форм в любых сочетаниях с использованием подчас совершенно разнородных стилевых элементов, заимствованных из прошлого. Так, архитектор Л. Бенуа писал, что «удовлетворяя вкусу маловзыскательных заказчиков», архитекторы были вынуждены создавать постройки как бы «по определенному рецепту... Вестибюль отделывался в «помпеевском» стиле, гостиные и танцевальные залы - в стиле Людовика XV или Людовика XVI… Столовые и кабинеты шли в стиле Ренессанса и Готики, причем любили архитекторы, как тогда выражались, «вертеть немецкий Ренессанс». Будуары в стиле «Помпадур», курительные обязательно требовалось отделать в мавританском стиле и т. д. Можно себе представить, какой получался архитектурный винегрет вместо жилого дома!»

 В истории русской  архитектуры термин «эклектика»   стали   применять   для   обозначения   художественного   направления   в 1830-х гг.  архитекторы  К. Тон,   И. Свиязев, а также Н. Гоголь в статье «Об архитектуре   нынешнего   времени»   (1831).   Сознательно эклектично   проектировались   и   строились многочисленные   церкви   Тона   в   «русско-византийском»   стиле.   В   их   композиции произвольно   совмещались  элементы  византийской   архитектуры,   русского   зодчества ХУ1-ХУП  вв.  и   классицизма  итальянского Возрождения.   Аналогичный   метод  применил  А. Брюллов  в   здании  Лютеранской    церкви    Св.    Петра    на    Невском проспекте   в   Петербурге   (1833-1838),   где он соединил  черты романской,   готической и классицистической     архитектуры.     В оформлении   интерьера   Александровского зала  Зимнего   дворца   (1839)   Брюллов   еще более откровенно, программно смешал элементы готики, ампира и русской символики.

Уже в середине XIX в. понимание термина «эклектика» как «умного выбора», сменилось иным, более сложным, отражающим новые тенденции «расширения исторического мышления». Если понимать эклектику как свободный выбор того или иного стиля, тогда и неоклассицизм и все неостили — тоже эклектика.

 В нашем городе эклектика получила широкое распространение,  поскольку  Самара II половины XIX века – город купеческий. Старый архитектурный язык классицизма был непригоден для набиравшего силу торгово-купеческого города, новый же еще не был сформирован. Роль переходного мостика сыграло смешение стилевых направлений. В это время Самара, не знавшая ранее архитектуры других народов, получила здания со стилизованными формами готики, мусульманских мечетей, а также направлений классического толка.

На одной улице можно было увидеть фасады «византийские», «русские», «мавританские» и «готические». При этом определенная архитектурная целостность достигалась за счет используемой классической городской планировки, сомасштабности зданий и единства динамично повторяющихся рядов оконных проемов.  Главные улицы застраивали домами, поставленными вплотную друг к другу («сплошною фасадою в линию»), при этом облик здания максимально прорабатывался только с внешней стороны, а сам фасад, не зависящий от внутренней планировки сооружения, оказывался как бы  приставленный к дому как сценическая декорация.

Однако строения архитекторов-эклектиков отличались хорошей планировочной структурой и продуманной функцией. Многие из них в Самаре до сих пор используются по  своему назначению: банки, магазины, гостиницы, театр, пивзавод, элеватор, пожарные и железнодорожное депо, многие больницы и т.д.