Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   

Иллюстрация

 

От лат. Illustratio – живое описание,

наглядное изображение, прояснение, озарение

 

Термин «иллюстрация» достаточно широко используется современным человеком. Мы иллюстрируем свою речь наглядными примерами, смотрим на иллюстрации - изображения, сопровождающие и дополняющие текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.), говорим об иллюстрации как об области искусства, связанной с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.  

Иллюстрация создает особую, параллельную тексту, художественную реальность. Она может быть живописной, графичной, импрессионистичной, аллегорической, но во всех случаях должна соответствовать идее, жанру и стилю литературного текста. Именно благодаря привязанности иллюстрации к произведению она может быть выделена в самостоятельный жанр изобразительного искусства. Ее назначение — “осветить”, “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу. Естественно, что книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации. Размеры страницы ограничивают размеры иллюстраций, их непосредственное соседство со шрифтом обязывает художника найти гармоническое решение книжного разворота. Техника печати также принуждает художника согласовать средства изображения со способом печати, который предназначен в данном издании.

Вне взаимодействия с содержанием, конструкцией и структурой книги иллюстрация теряет художественный смысл или превращается в произведение станкового искусства. Переходной формой являются картины, рисунки, скульптура, созданные по мотивам литературных произведений, но не предусмотренных для композиции книги.  

История картинок-иллюстраций уходит далеко в глубь веков. В Древнем Египте они сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях “Илиады”, “Энеиды”, а также иллюстрации в византийских средневековых рукописях (тогда они назывались иллюминациями).

В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам (“Остромирово евангелие”, “Изборник Святослава”). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого.

Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV— началу XV века. Печать производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст и иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст.

В середине XV века И. Гутенберг в Германии разрабатывает новый способ печатания. Он создает металлические наборные литеры (буквы), из которых набирались слова и строки. В России Иван Федоров в 1564 году напечатал первую книгу “Апостол”, самостоятельно разработав процесс книгопечатания. До конца XVIII века книгопечатание не подвергалось существенному изменению, но воспроизведение иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с металлических досок, гравированных или вытравленных кислотой (офорт). Резцовая гравюра и офорт позволили делать иллюстрации гораздо более тонкими и сложными по рисунку, чем на деревянной доске.

Изобретение печати с литографского камня в 1798 году не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века.

С изобретением в 1837 году фотографии начинается воспроизведение иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Так, последовательно были найдены цинкография (получение на цинковой доске штрихового рисунка), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами), трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). Современные офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение до девяти красок.

Развитие и совершенствование способов печати, однако, не совпадают с ростом качества самих иллюстраций как произведений искусства. И в очень далекие времена создавались прекрасные иллюстрации, а сейчас, при совершенных способах воспроизведения, встречаются нередко посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые относятся скорее к ремесленной продукции, чем к искусству, не выражающие сути и духа литературного текста.