Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   

Изразец

 

Изразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью. Стандартный изразец состоит из пластины, наружная сторона которой покрыта глазурью, румпы, образующей с обратной стороны открытую коробку, в стенках которой имеются два отверстия. В эти отверстия вставляют стальные штыри, служащие для скрепления проволокой изразцов друг с другом и закрепления их на поверхности печи путем закладки проволоки в толщу кладки.

Изразцы изготавливают из умеренно пластичных гончарных мергелистых или фаянсовых глин вручную или в деревянных формах. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают в печах при температуре до 1150°С. Форма и назначение изразцов бывают разными: стенные, или прямые, применяемые для облицовки стен печи; угловые – для облицовки углов и фасонные – для облицовки выступающих частей печи.

Название изразец произошло от старославянского израз и праславянского Razъ, rezъ – резать, проводить, делать черту.  Рельефные плитки в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпудля лучшего крепления к стене или печи.

 Самая древняя форма облицовочной керамики — глазурованные «гвозди» в глинобитной стене, разноцветные шляпки которых создают на поверхности зигзагообразный узор (вт. пол. 4 тыс. до н. э.). В Вавилоне глиняные стены облицовывали для прочности и красоты глазурованными кирпичами. Керамические плитки использовались в архитектуре Византии, Равенны. Яркие, «поливные» полихромные изразцы — непременная принадлежность архитектуры Персии, Турции, стран Средней Азии XIII-XVI в.

 Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире  XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. При этом каждая земля имела свою школу росписи, изготовления и обжига керамических изделий. Но, тем не менее, все изразцы делились на несколько типов: терракотовые, расписные многоцветные, муравленые и синие.

Терракотовые изразцы первоначально использовались как декор фасадов храмов. Они могли белиться вместе со стенами и становились похожи на резной белый камень, который был излюбленным элементом наружного декора. Плитки не поливалась глазурью. В рельефных изображениях ранних терракотовых плит использовались мотивы белокаменной резьбы: стилизованные цветы, переплетающиеся стебли. Надписи встречались не часто. Изготовление плитки происходило при помощи гончарного круга, потом она оттискивалась в деревянных формах. Позже терракотовые плиты перемещаются "внутрь" помещений, становясь, таким образом, украшением интерьера. Ими, например, украшены печи в особняке Клодта.

 Название следующего типа изразцов происходит от названия глазури, использовавшейся для их покрытия – муравы (свинцовая глазурь). Техника изготовления муравы известна с глубокой древности. Впервые на Руси ее стали применять в древнем Киеве, а затем в конце XV века - в Пскове. Муравленые изразцы получили широкое распространение, как в наружном декоре зданий, так и в интерьере.

Рельефные многоцветные изразцы появляются на Руси в 1653 году. Организатором производства стал патриарх Никон, который в ту пору был настоятелем Иверского святоозерского монастыря. Производство началось с выделки печных изразцов, которые не только использовались в самом монастыре, но также дарились и продавались. В 1666 году Никона лишают сана, а гончарных дел мастера переводятся согласно царскому указу в Оружейную палату Московского кремля. Тогда в Москве впервые появляются рельефные многоцветные изразцы. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церковных и светских зданий, так называемым узорочьем, получившим широкое распространение в XVII веке.

Производство плитки быстро распространяется по всей территории Российского государства. Так, Аптекарский приказ и Монетный двор в Москве были украшены многоцветной керамикой. Многоцветные печи украшали интерьеры храмов, трапезных и парадных боярских палат.

XVII век вносит большие изменения в сюжеты изразцов: единороги, грифы и лучники уступают место сценкам из жизни и портретам. Под сюжетными зарисовками теперь становится модным делать надписи. Многоцветье заменяется синей росписью, вместо гладких все чаще опять начинают выпускать рельефные изразцы.

В 1709 г. указом Петра I два пленных шведа (один из них — мастер Ян Флегнер) были направлены в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь для изготовления гладких «кафлей» (нем. Кachel — блюдце, плошка) с росписью синим кобальтом. В 1710 г. первую пробную   партию   отправили   в   Петербург. Такие же мастерские действовали в Стрельне и Ямбурге, в них работали русские и иностранные мастера.

Во  дворце  А. Меньшикова  сохранилось четыре комнаты (известно, что в начале XVIII в. таких комнат было тринадцать), стены и потолки которых покрывают  бело-синие расписные плитки – так называемые дельфтские изразцы. В отличие от экономных голландцев русские мастера  покрывали   плитками   сплошь потолок и стены.

Мастера Москвы также начали изготавливать изразцы по новой методике - гладкие с синей росписью. Но одноцветная синяя роспись, видимо, не отвечала вкусам древней столицы, и мастера Москвы вновь перешли на полихромию. Изразцы расписывались эмалями пяти цветов: белой, желтой, коричневой, зеленой и синей. Белой эмалью покрывался, как правило, фон изразца. Желтую эмаль в виду ее большой стоимости старались экономить. Большинство плиток расписывались тремя цветами: белым, коричневым и зеленым.

Нельзя не отметить разнообразие сюжетов, предлагаемых изразцами: мужчины и женщины в костюмах 17 века и античных одеждах, всадники, воины, охотники, домашние животные и дикие звери, птицы и цветы. Многочисленные сценки из городской и сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. Иногда можно было увидеть даже достаточно легкомысленные картинки светского содержания.

В период елизаветинского рококо выдающийся архитектор Ф. Б.Растрелли Младший (1700-1771) по требованию императрицы Елизаветы устраивал большие «русские» изразцовые печи в дворцовых интерьерах. Ныне они восстановлены в Петергофе и Царском Селе. Эти печи сейчас называют «растреллиевскими». Но в XVIII в. они именовались «гамбургскими». Они действительно похожи на печи, которые делались в Германии. Их вид повторяет барочную архитектуру. «Растреллиевские» печи складывали мастера-немцы, но в росписи заметны иные, чем в гамбургских, мотивы, своеобразно трансформирующие барочные картуши и рокайли. В русской провинции во второй половине XVIII в. под влиянием столичных образцов изготавливались похожие печи, они не были связаны с творчеством самого Растрелли, но именовались уже не «гамбургскими», а «растреллиевскими». В росписи изразцов также заметно своеобразное преломление западноевропейских и русских мотивов.

С середины XVIII в. в связи с распространением моды на классицизм расписные изразцовые печи постепенно вытеснялись белыми кафельными, декорированными легкой тонкой росписью либо рельефами «под антики». Многие из таких печей делались по рисунку архитектора Н. Львова (1751-1803). В XIX в. оригинальное искусство русских изразцов угасает. Производство изразцов переходит в цеха предприятий химической промышленности и становится на поток.