Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   
 

 

Краски

Краски – вещества, используемые для предания какой-либо поверхности нужного цвета. Краски состоят из собственно красителей – пигментов (лат. рigmentum – краска) и связующих веществ: масла, растительного или животного клея, воды, гуммиарабика - арабской камеди (природная смола, растворяющаяся в воде), воска, меда, казеина, яичного желтка. Сухой, мелко растертый пигмент разводится на связующем веществе, которое определяет тип краски: акварель, гуашь, масло, темпера, фреска, энкаустика. Одни и те же пигменты используются для приготовления рисовальных материалов (пастель, сепия, сангина, уголь и т.д.) и красок для живописи.

Существуют пигменты природного происхождения и приготовленные искусственным путем. В живописи используют в основном неорганические красящие вещества, как более стойкие, реже - органические.

В древнейшие времена художники применяли красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они использовали  красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов - моллюсков, насекомых.

Но со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными. Так, например, синюю краску ультрамарин, ценившуюся дороже золота (ее получали из минералов ляпис-лазури -лазурита), в Х1Х веке заменил дешевый искусственный ультрамарин.

Из натуральных красящих веществ сохранили свое значение лишь земляные пигменты, добывающиеся обычно при разработке открытых карьеров. Эти пигменты прочны, устойчивы к атмосферному воздействию, к свету. Они имеют не яркие, но самые разнообразные оттенки, а называются обычно по месту, где впервые был найден или добывается похожий по цвету пигмент: сиена натуральная, умбра натуральная, феодосийская коричневая, хотьковская коричневая, кудиновская коричневая, серпуховская красная, шахназарская красная, агаракская красная, гутанкарская фиолето­вая, звенигородская черная, подольская черная, охры - светлые, золотистые и темные, марсы коричневые - темный и светлый.

Земляные краски известны с давних времен. Охрами, стертыми на животных жирах, рисовал силуэты животных еще первобытный человек.  Некоторые земляные пигменты подвергаются термической обработке (прокаливанию при различных температурах), в результате чего они приобретают новые оттенки. Таким образом, из охры светлой получают охру красную, из сиены и умбры натуральной - сиену и умбру жженую.

Большую часть палитры современных красок составляют искусственные неорганические пигменты. Одной из самых древних красок, приготовленных искусственным путем, были свинцовые белила. Они оставались единственными и неизменными до второй половины Х1Х века, когда научились получать цинковые и титановые белила.

Чтобы иметь возможность наложить краски на основу, художник смешивает пигменты с "вяжущим материалом", которым может быть чистая вода и известь (фреска), клей, арабская камедь (гуашь, акварель, пастель) или яичный желток (клеевая краска или темпера).  В X веке открыли, что эффективно связывает красители масло. Масляные краски применяли тогда при раскрашивании деревянных статуй, архитектурных деталей, каменных  скульптур средневековых соборов и деревянных резных алтарей, но не для живописи. Одними из первых применили масло в живописи нидерландские художники братья Губерт и Ян ван Эйк  («Гентский алтарь») в начале XV в. Они же придумали хранить масляную краску в обрезках свинцовой трубы – прототипе современного тюбика.

Постепенно живопись маслом стала наиболее популярной техникой. В производстве современных масляных красок употребляют ореховое, льняное масло, а  также маковое и подсолнечное масла. В отличие от льняного, они меньше желтеют, но зато при высыхании образуют менее долговечные пленки.

Старые мастера 15-17 веков использовали для приготовления красок не чистые масла, а их соединения со смолами (копал, янтарь, мастикс). Это замедляло старение связующего и обеспечивало более равномерное и быстрое высыхание красочного слоя. Но краски, содержащие в большом количестве смолы, или уплотненное масло, быстро загустевают и не могут долго храниться. Поэтому при фабричном производстве красок применяют малообработанные масла, в некоторых случаях с небольшими добавками смол или воска (воск повышает пастозность красок).

Краски, имеющие сильную кроющую способность (непросвечивающие), называются корпусными или пастозными, прозрачные – лессировочными.

Разнообразие пигментов и связующих материалов естественного и искусственного происхождения составляют основу техники и индивидуальной манеры художника.