Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   

Палитра

 

Слово «палитра» вошло в русский язык достаточно поздно – в начале XIX в. – и используется в двух значениях – прямом и обобщающем. 

Во-первых, палитра – это тонкая дощечка характерной формы (с вырезом для большого пальца), с которой живописцы берут при работе краски, предварительно выдавленные туда из тюбиков. Основными качествами, наиболее ценимыми в палитре, считаются ее легкость, вместительность и удобная форма.

Во-вторых, палитра – это цветовое решение картины в целом, а также совокупность цветовых предпочтений в творчестве художника («солнечная палитра», «сумеречная палитра» и т.д.). В этом значении термин «палитра» близок понятию колорит. Например, палитра французского художника П.Пикассо в «голубой период» его творчества состояла преимущественно из голубых, синих и зеленых красок, а в последующий «розовый период» - из теплых розово-золотистых оттенков.

Наконец, в еще более широком смысле палитра – это взятые в целом выразительные средства какой-либо области искусства, которыми пользуется не только художник, а писатель, артист и другие творцы прекрасного.

Современные палитры выпускают двух видов: чаще прямоугольные по величине этюдника, реже овальные. Подобная форма — результат многовековой эволюции: использование палитр известно с глубокой древности. Еще мастера Древнего Египта имели дощечки для смешения красок. Видимо, первые палитры с отверстием для пальца появились в раннехристианский период. В средние века они широко использовались художниками, и к XVI в. уже существовали традиции форм и различные методы их изготовления.

Один из подобных методов обработки палитры, до сих пор не утративший своей актуальности, приведен в трактате 1620 г. Теодора де Майерна: “Надо хорошо приготовить палитру, иначе не менее как в течение года она впитывает масло и сушит краски. Намочите ее в крепком растворе клея в большой кастрюле на огне, пока жидкость пропитает дерево, и затем дайте ей высохнуть под тяжелой доской, чтобы она не покоробилась; через восемь дней, после того как на ней немного поработаете, она будет очень хороша”.

Согласно традиции лучшие палитры получались из плотной древесины групп яблони, платана, бука, самшита.

Для миниатюрной и акварельной живописи предназначались особые палитры. Они были совсем маленькие (не более 10х15 см) и изготовлялись из слоновой кости для зажиточных мастеров, для художников победнее — из более дешевых материалов: матового стекла, фаянса.

На протяжении веков форма палитры многократно изменялась, однако эти изменения подчинены определенным закономерностям. Для более раннего времени (XVI век) характерны палитры прямоугольных форм. Интересно отметить, что палитры нидерландских маньеристов, сохраняя прямоугольные очертания, более вычурны: часто у них срезаны углы и отверстия для руки прорезаны в специально обособленной части. XVII век — время торжества барокко в Северной Европе и время широкого распространения овальной палитры. В отличие от современных овальных палитр их форма отличалась более сложной конфигурацией.

Старые мастера учили, что чистота цвета на картине в значительной степени зависит от чистоты палитры и кистей. Поэтому от учителя к ученику передавалось множество способов очищения палитры. Точно так же традиционным и специфическим для мастера был порядок расположения красок.

Готовя палитру к работе, большинство современных художников выкладывает на нее весь имеющийся у них арсенал красок, располагая их по часовой стрелке, подобно цветам спектра солнечного света. Художник XVI—XVII веков подходил к работе иначе. Создание произведений в то время имело установленное количество последовательных этапов, каждый из которых требовал строго определенных красок. Поэтому, судя по изображениям, художник одновременно работал тремя-пятью красками, необходимыми для данного этапа живописи. Большое количество красок стали употреблять уже в XVIII—XIX веках. И в это время появились разнообразные варианты их расположения на палитре.

У каждого художника со временем складывается своя живописная логика в том или ином расположении красок на палитре. И он так привыкает к своему порядку, что может брать краски кистью не глядя на них. Интересно отметить, что строй красок по краю палитры сам по себе становится красивым и чем-то близким к цветовым гаммам, свойственным творчеству художника.

Обычно на палитре краски разделяют на теплые и холодные оттенки. Расположение белил на палитре каждый художник выбирает на свое усмотрение: между теплыми и холодными оттенками, в правом верхнем углу на краю палитры; белила могут отделять от остальных земляные краски и т.д. Вся середина палитры должна оставаться свободной для составления смесей. По окончании работы художник удаляет мастихином все краски с палитры и вытирает ее начисто промасленной тряпочкой.

Палитра отражает своеобразие творческой манеры живописца, его отношение к своему ремеслу. Поэтому на персональных выставках художников иногда можно увидеть их палитры. Так было, например, на выставках Ф. Леже, П.Пикассо, А.Матисса, У.Тернера в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.