Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   

Пандора

 

Пандора - кукла для демонстрации моды.

Еще в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали небольшие глиняные раскрашенные фигурки. Однако считается, что "модные куклы" (Fashion dolls) впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и мельчайшие детали одежды, долгое время с успехом заменяя появившиеся гораздо позже журналы мод. Их назвали Пандорами по имени героини древнегреческого мифа, видимо за их красоту и страсть к роскошной жизни. По замыслу Зевса, красавица Пандора должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.

Пандоры были сначала деревянные. Едва ли не самое раннее упоминание о пандоре относится к 1391 г, когда супруга английского короля Ричарда II приобрела французскую куклу, чтобы ознакомиться с модными новшествами. В 1396 году придворный портной французского короля Чарльза VI Роберт де Варенс написал расписку о получении 450 франков за пошив гардероба для модной куклы, которая была подарком королевы Баварии  английской королеве. Косвенные свидетельства бытования пандор – с XV века они часто назывались «французская кукла» (La Piavola di Franza) – служит вывеска модной лавочки в Венеции, существующая и поныне.

В 1453 г. королева Испании заказывает наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных куклах. В конце XVI века король Генрих IV приобрел для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. В 1642 г. польская королева просит испанского курьера, отправлявшегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».

Буквально все королевские дома Европы владели модными куклами.

То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Считается, что в 1642 г. появились большие восковые куклы Пандоры в человеческий рост. Французские дома мод посылали таких кукол в Англию, Германию, Испанию, Италию. Иногда - лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически. При этом кукол было две: "большая Пандора", одетая по официальной господствующей моде, и "малая Пандора", представлявшая образцы домашней утренней одежды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерией, аксессуары.

В 1703 г. в Париже создали знаменитую модную куклу La Poupee de la Rue Saint Honore и шесть ее копий отослали по заказам самым богатым людям Европы. Одна из таких кукол выставлялась в Венеции для «публичного созерцания».

Большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, хранится сейчас в Гатчинском дворце. На ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты. Также в Алмазном фонде России хранится драгоценная шляпка Пандоры, усыпанная бриллиантами  и рубинами, 1770 г.

На ежегодной двухнедельной ярмарке, проходившей на площади Сан Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, и в течение последующих двенадцати месяцев местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля, с нетерпением ожидая следующих маленьких посланниц из французской столицы.

Золотой век модных кукол - восемнадцатое столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались модными новинками.

Модная французская торговля не прекращалась даже во время войны за Испанское наследство в начале XVIII века, хотя Англия и Франция тогда были противниками, и логично было бы ожидать, что это станет препятствием для подобных "легкомысленных" обменов. В 1704 году, в самый разгар войны, один из французских генералов писал: "Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для провоза кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности".

Великая Французская революция не слишком затронула судьбу французских модных кукол - скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было достаточно много в Англии. А в 18 веке они начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать "английскую моду" в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.

В XIX веке модных кукол изготавливались фирмами Jumeau, Gaultier, Bru и другими - с головами из неглазированного фарфора, с деревянными или кожаными (из кожи козлят) телами.

Пандоры были в ходу до 60-х годов XIX века, после чего их заменил привычный для нас манекен, а журналы мод стали доступны даже простым горожанкам.