Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   
 

Плакат

(немецкий Plakat, от французского Placard – объявление, афиша,

от plaque  - налеплять, наклеивать)

 Плакат - лаконичное, броское, обычно крупноформатное изображение с кратким текстом, выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный плакат является, как правило, полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала, хотя нередко плакаты выполняются средствами живописи и создаются в единственном экземпляре для выставки или других целей.

Плакат находится на границе эстетической деятельности человека - кроме художественного образа он содержит в себе информацию, связанную с повседневностью, т.е. имеющую массовое значение. Информационная сторона плаката имеет, как правило, рекламные цели - от пропаганды товара до пропаганды идей. Это всегда сообщение для публики, инструмент воздействия на нее.

В плакате, рассчитанном на восприятие издалека, в перспективе улиц и площадей, главными выразительными средствами являются силуэт, цветовое пятно, ритм. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакат  использует ряд специфических художественных средств – изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов. Важную роль в плакате играет характер шрифта и расположение текста (который, как правило, не должен занимать больше 20 % площади всего плаката), яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств современного плаката часто вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью).

 Большое влияние на общество печатная графика имела не только в XX-XXI веках. В некоторых следственных делах конца XVII в. содержится указание на то, что обвиняемые использовали гравюру (лубок) как средство распространения своих антипетровских политических идей. Лубок же, как известно, был предшественником и прародителем плаката в России. В Европе в XVI-XVIII в. предшественниками плаката были крупные агитационные гравюры (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации  в Германии в 16 в., политические афиши во Франции в 18 в. и т.п.).

Появление собственно плаката (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции, с ростом числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.

Родиной  уличного плаката считают Францию, а основоположником этого искусства в конце XIX века стал французский художник Жюль Шере, использовавший в плакате возможности открытой в начале XIX века техники литографии.

Преемником Шере стал французский художник Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). Тулуз-Лотрек испытал влияние живописи Э.Мане, рисунков Э.Дега, восточного искусства. Свою жизнь он проводил среди артистов Монмартра и запечатлел их на плакатах, сделанных для кабаре Мулен-Руж. В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишённых гротеска), кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна.

В конце Х1Х века рекламный плакат был официально признан фактом если и не "высокого искусства", то культуры. В 1897 г. в Петербурге под покровительством "Общества поощрения художеств" открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка, оказавшая большое воздействие на становление изобразительной рекламы в России, собрала около 700 произведений из 13 стран. 200 работ представила Франция, 100 - США, 100 - Германия. Русский раздел включал 28 плакатов. На выставку привезли 19 плакатов родоначальника жанра - Ж.Шере, 18 листов А.Мухи, были работы А.Тулуз-Лотрека, П.Боннара.

В период Модерна (конец XIX – начало XX в.) выдающимся мастером плаката был чешский художник А.Муха, создающий орнаментально-декоративные композиции. Благодаря творчеству А.Тулуз-Лотрека, А.Мухи в Европе, В.Васнецова, Л.Бакста, В.Серова, И.Билибина в России плакат приобрел черты больших стилей, господствовавших тогда в Европе. Именно тогда плакат становится искусством, современным эпохе, формируется его специфический художественный язык и задается та эстетическая высота, которая до сих пор остается образцом.

  Использование в плакате современной по отношению к адресату эстетической системы - залог его эффективности. Иначе получатель не сможет правильно декодировать содержание сообщения. Такая синхронизация четко прослеживается в истории плаката.  Для тех, кто жил в первые годы советской власти современной была эстетика русского авангарда – именно в этой стилистике выполнен плакат “ Красная армия и флот защищают пределы России”.  Для времени кубинской революции ближе была эстетика поп-арта. Для эпохи “развитого социализма” характерна эстетика социалистического реализма, соответственно меняется плакатный стиль. Не современный язык сбивает с толку. Плакат становится продуктом чужой эпохи и соответственно меняется его содержание. Сейчас в некоторых офисах вешают плакаты “Не болтай!”. Но этот плакат воспринимается как шутка, как попытка, смеясь, расстаться со своим прошлым, сказать всем “мы стали другими”, но не как призыв хранить коммерческую тайну.

 С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров. Позже киноафиши приобрели образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр.

Отличительная черта плаката – его тесная связь с идеологией и историей, поэтому развитие плаката идет параллельно с общественными процессами. Так, в период 1-й мировой войны 1914-1918 гг. получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), затем политический и антифашистский.

С 1920-30-х гг. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В 1939-1945 гг. - появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй Мировой войны - плакаты в защиту мира (Г. Пехштейн, Джон Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша)).

 Особую страницу в историю плаката вписал советский политический плакат, выполнявший задачи наглядной пропаганды и агитации. Начавшись в 1919 году со знаменитых "Окон сатиры РОСТА", плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня в период Великой Отечественной Войны, когда на смену символическим, нарочито упрощенным пришли плакаты реалистические, эмоциональные, рисовавшие доходчивый, живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Отзываясь на главные и характерные события времени, плакаты Великой Отечественной призывали к защите Родины, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

     Плакаты советского времени являлись связующим звеном между государством и гражданином, создавая  позитивный образ власти, которая  заботится  о своем народе. Во многих плакатах, присутствуют темы воспитания и пропаганды с громкими лозунгами, которые призывали народ быть верным отечеству, служить в армии, работать честно, ходить на выборы и т.д. Эти призывы были одними из главных целей социальной рекламы советского периода. Многие выдающиеся художники, того времени, отдали дань искусству плаката. Достаточно вспомнить, что в этом жанре работали А. Дейнека, Б. Ефимов, Л. Лисицкий, В. Маяковский,  А. Родченко и Кукрыниксы.

Современный социальный плакат более разнообразен по затрагиваемой проблематике, чем плакат советского времени. Среди главных тем: насилие в семье, алкоголизм и курение, наркомания и борьба со СПИДом, борьба с терроризмом, гражданские права, личная безопасность.

 Мир плаката – это мир общих законов и норм социальной жизни. Задача автора плаката – отобразить не эпизоды реальной жизни, а ее всеобщие законы, дать “слепок” с мира в целом. Задача образов плаката – обобщение. На плакате изображен не конкретный рабочий, а типичный пролетарий, не конкретный крестьянин, а типичный представитель колхозного крестьянства.

Специфика плаката как искусства состоит в концентрированном донесении информации через образную сферу. От того, каким будет плакат, во многом зависят эстетические вкусы поколения, поскольку плакат - это тот вид искусства, с которым человек сталкивается повседневно. Не каждый день и не все люди ходят в музеи, но по улицам ходят все. Поэтому плакат можно отнести к явлению эстетической повседневности, окружающей человека.