Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   
 

Школа (в искусстве)

(лат. Schola, от греческого Schole – досуг, занятие,

чтение, беседа)

 Термин «школа» возник в Древней Греции. Изначально школой называли вид отдыха - место встречи учителя с учениками в тени деревьев или колоннад афинских храмов. С I в. до н.э. в общественных местах стали сооружать специальные полукруглые каменные скамьи, названные «схолами», на которых собирались для бесед и споров философы, отсюда возникло понятие «философская школа».

 

Школа в искусстве - длительное художественное единство, преемственность традиций, принципов и методов. В применении к искусству этот термин используется очень широко,  в нескольких смыслах, но всегда им подчеркивается общность и неповторимость, самобытность – национальная, стилистическая, концептуальная и т.п.

Первые попытки разграничения школ прослеживаются еще в античности: в Древней Греции существовали региональные школы искусства – афинская, самосская, коринфская и др. В дальнейшем складывались понятия национальных школ, например, французская, итальянская, немецкая  и названия, связанные с определенными центрами художественной деятельности в том или ином виде искусства: болонская и венецианская школа живописи, московская или  новгородская школа иконописи, владимиро-суздальская школа архитектуры и белокаменной резьбы и многие другие. Поэтому можно сказать, что художественная школа – это конкретное, локальное выражение определенного художественного направления или стиля. Но школы в искусстве создавались и отдельными выдающимися мастерами, их учениками и последователями, например, школа Леонардо да Винчи – так называемые «леонардески» или последователи Рембрандта – «рембрандтески». Широко известны в истории искусства школы Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка.

Таким образом, термин «школа» применяется:

1.      По отношению к искусству страны (итальянская школа, фламандское искусство и т.д.)

2.      По отношению к искусству географической области или города в случае, если оно отмечено яркой самобытностью и общностью стилистических черт в пределах определенных хронологических границ (например, венецианская школа, новгородская школа и т. п.).

3.      Термин "школа" применяют по отношению к творчеству группы художников, если оно отличается близостью художественных принципов, общей художественной манерой (например, Строгановская школа иконописи).

4.      Кроме того, школой называют последователей и учеников какого-либо художника (школа П. Н. Филонова, школа В. В. Матэ и др.).

 

В более узком смысле слова под художественной школой имеется в виду способ обучения художественному ремеслу, мастерству, манере, технике. Однако школа всегда выше манеры или техники, поскольку связана с определенной системой художественного мышления. Именно такой системой художественной мышления, в основе которой лежит рисунок как «способ видения», объединены художники, представленные на выставке «Фешин и его ученики».