Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

 

   

Шедевр

 

(фр.chef d`œuvre, букв. – главное творение;

англ. Masterpiece, нем. Meisterwerk)

 

высшее достижение искусства, мастерства.

 

Первоначальное использование термина «шедевр» связано со средневековыми ремесленниками, работавшими в цехах, близких к сфере искусств и художественных ремесел: создание шедевра как образцового изделия было обязательным испытанием каждого ученика- подмастерья, желавшего получить звание мастера. Шедевр должен был служить для подражания следующим поколениям, приобщающимся к искусству и ремеслу, отвечать определенным канонам, демонстрировать владение «секретами», технологическим основами мастерства, а также наглядно показывать способности, талант, самостоятельность, виртуозное мастерство автора. Дословно термин «шедевр» переводился, как мастерски исполненная вещь, образцовое произведение. Такими шедеврами могли быть, например, образцы архитектурного орнамента, которые затем артели использовали при строительстве готических соборов.

 Случалось, что еще работая вместе с мастером над его картиной или статуей ученик демонстрировал мастерство высшего порядка, превосходя иногда своего учителя.

Так, уже в первой живописной работе – изображении ангела и пейзажа в глубине картины «Крещение» Андреа Верроккио - Леонардо да Винчи обнаружил зрелость технического масте- рства (владение рисунком и колоритом). Вазари в «Жизнеописаниях Андреа дель Верроккио» писал: «Несмотря на то, что Леонардо был еще очень молод, его ангел получился гораздо лучше всех остальных фигур, выполненных Андреа. Тот потом больше не притрагивался к краскам и в досаде сетовал на то, что ребенок оказался более сведущ, чем он сам».

При создании памятника Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник») Э.-М.Фальконе не удавалась голова статуи, и ее пришлось сделать ученице Фальконе Марии-Анне Колло. Результат был ошеломляющим. Голова Петра в этом памятнике, по мнению искусствоведов, – непревзойденный шедевр.

 В Новое время (XVIXVIII вв.) шедеврами стали называться произведения искусства (независимо от времени их создания или стадии обучения художника), служащие образцом художественного совершенства, исключительных достоинств, выдержавшее испытание временем.

 Как правило, шедеврами считаются первые произведения. Повторения и имитации, даже качественные, шедеврами не считаются. Людей, создающих шедевры, понимаемых как уникальное, непревзойденное творение, обычно именуются гениями. Многие гении стали знаменитыми, а их работы названы шедеврами лишь посмертно (Рембрандт, Ван Гог). Случалось и обратное - работы, признанные современниками шедеврами, не выдерживали испытание временем.

Шедеврами чаще всего называют произведения искусства и архитектуры, реже – науки и техники. В обиходе шедевр – это не только художественное, но и всякое творение человека: будь то красивый дом или интерьер, автомобиль или кулинарное блюдо.

 В «Словаре искусства» представлены шедевры эпохи Возрождения – живопись, скульптура и архитектура.

Пожалуй, самые известные архитектурные шедевры Ренессанса – купола соборов Санта Мария дель Фиоре (Флоренция) и Св.Петра (Рим). В 1418 г . Ф.Брунеллески при завершении флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре столкнулся с дилеммой: как перекрыть огром- ное поперечное пространство, оптимистично оставленное средневековым архитектором, начинавшим строительство собора. Мастер принял решение о возведении купола на 8-гранном барабане – конструкции, не имевшей прецендента ни в классической, ни в византийской архитектуре. До сих пор неясна сама методика исполнения купола.

Купол, предложенный Браманте и сконструированный и выполненный Микеланджело для собора Св.Петра в Ватикане, превосходил по размерам даже флорентийский и стал вызовом, вдохновившим всю Европу.