Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор!

Terem.jpg (213476 байтов)

Выставки в Муниципальном музее 

"Детская картинная галерея" г. Самары

в 2010 г.

 

 

 


 

     

     
 

С 10 марта 2010 года

 

 

           
 

 

 
         

 

10 марта 2010 г. в Детской картинной галерее было открытие персональной выставки самарского живописца и графика Константина Васильевича Загоскина, посвященной 60-летнему юбилею художника.

Константин Загоскин родился в семье офицера ВВС СССР 5 марта 1950 года в Казани. Будущий художник впервые ощутил тягу к изобразительному искусству в Днепропетровске, где он жил с родителями с 1953 г., увидев, как студенты местного художественного училища пишут этюды. Это действо заворожило юную душу настолько, что по приезде в 1959 году в г. Куйбышев, Константин Загоскин начал посещать Изостудию при Детской технической станции Советского района, где преподавал выпускник Пензенского художественного училища им. Савицкого Анатолий Песигин - незаурядный художник и одаренный педагог. Личности и творчеству первого учителя посвящена витрина в Зеркальном зале особняка Клодта. В экспозицию включен портрет К.Загоскина руки Анатолия Песигина,  выполненный пастелью. 

После студии Песигина была Детская художественная школа, в которую Константина Загоскин вернулся затем преподавателем рисунка, живописи и композиции в 1976 г.

В 1969 г. начинающий художник поступил в Ленинградский Государственный педагогический институт им. A.M. Герцена на художественно-графический факультет, который закончил в 1974 году, получив квалификацию преподавателя черчения и рисования. Годы учебы дали не только крепкую школу (учился в мастерской Я. Серова, Л. Кривицкого), но и возможность изучать коллекции Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств. Во время студенческих каникул осуществлялись творческие поездки на север – на о.Валаам, в Карелию.

После окончания института Константин Загоскин возвращается в г. Куйбышев, где преподает рисование сначала в средней школе № 166, затем в ДХШ.

С 1976 г. художник принимает участие в областных, зональных, всероссийских выставках. Именно 1976 г. датированы самые ранние работы, вошедшие в выставку «Мастер и ученики». Это две графические работы, выполненные тушью, из серии «Валаам».

Константин Загоскин работает в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. Все эти жанры полноценно представлены в экспозиции выставки в 2 главных залах музея. Кроме того, в экспозиции представлены фотографии, документы из личного архива художника. 

Имя Константина Васильевича Загоскина широко известно в нашем городе как имя одного из самых уважаемых преподавателей рисунка, живописи и композиции. За 35 лет педагогической деятельности художник-педагог подготовил около 350 выпускников, каждый из ко­торых усвоил главное - систему и педантичность в воплощении на холсте мельчайших деталей нату­ры. Два зала выставки отданы работам учеников К.Загоскина, а также его методическим разработкам в области композиционных приемов и методов построения картинной плоскости на примерах изучения опыта русских и зарубежных мастеров авангарда начала ХХ века.

 

             
 

 

 

 
 

 

         
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

   

март 2010 года

 

 

 

 

В марте 2010 г. Самарская Детская картинная галерея расширила свое экспозиционное пространство. Персональная выставка современного самарского художника Юрия Ивукина приглашает посетителей музея в… подвалы особняка Клодта.

Подвалы со сводчатыми потолками, кирпичной кладкой, низкими входами уже участвовали в некоторых выставках МДКГ, но впервые музей использует их как независимую экспозиционную площадку.  На выставке скульптура (металл, дерево, пенобетон), инсталляции, артобъекты  и многое другое (всего 150 экспонатов), представляющее сложный и яркий образный мир Юрия Ивукина. 

Юрий Ивукин в прошлом учитель истории и английского языка. У него нет профессионального художественного образования, зато есть жадный интерес к миру вокруг и к эксперименту как к способу постижения мира. Он штатный художник самарского цирка, что расширяет его художественные интересы и возможности. Например, соединив два увлечения – свое и директора цирка Василия Браташа, коллекционирующего чемоданы, Юрий обзавелся новым средством самовыражения – созданием оригинальных тематических чемоданов. В экспозиции 8 таких чемоданов – «Бах», «Чарли Чаплин», «Дракон» и другие.

Как художник Юрий Ивукин начинал с масляной живописи, затем была резьба по дереву и деревянная скульптура. Апофеозом деревянной скульптуры на выставке выглядит огромный кукиш из индийского железного дерева.

Следующим шагом стали экспериментальные объекты из разнообразных металлических деталей, среди которых часовые детали, запчасти швейных машин и других механизмов,  велосипедные и автомобильные цепи, лезвия старых коньков и многое другое.  Созданные объекты получались разными. Некоторые из них можно назвать скульптурой, некоторые – инсталляцией, другие – артобъектами. Вообщем, «шындр-мындр», как назвал это сам Юрий Ивукин.

Позже у Юрия Ивукина появились новые художественные увлечения – скульптура из проволоки, позволяющая создавать точные и лаконичные образы (в экспозиции их 8), скульптуры, вырезанные из строительных пеноблоков.

Отдельное место в экспозиции занимают рогатки – большие, цветные, яркие, удивительно ненастоящие и реальные одновременно, переставшие быть функциональными предметами и ставшие артобъектами по-отдельности и совершенно особым артобъектом все вместе.

 Современное искусство невозможно представить без “искусства объекта” — самого свободного и многоликого направления в изобразительном искусстве, сложившегося в XX веке. Начиная от коллажей Пикассо и рэди-мэйдов Дюшана, повседневная вещь снова и снова проникает в сферу искусства, а искусство заимствует у мира повседневных вещей их символику и пластику. Сегодня разнообразные формы этого взаимодействия можно увидеть практически в любом музее современного искусства. Так что на время этой выставки Детская картинная галерея, безусловно, становится музеем современного искусства.

        

  

 

 

 

 
             
 

 

 

 
 
 

 

 

выставка открыта с 14 апреля 2010 года

 

 

 

 

 

65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Война, которая продолжалась 1418 дней. 1418 дней боли, страха, голода, холода, преодоления и… жизни, любви, надежды.

Задумывая военную выставку, мы попросили сотрудников музея написать несколько символов, воплощающих для них Великую Отечественную войну, и столкнулись с тем, что чем моложе были сотрудники, тем более отвлеченным и формальным было их представление о войне.

Отсюда родилась задача выставки – создать живой эмоциональный образ той войны. Не рассказать о войне, а показать ее современному ребенку. Дать возможность юному зрителю почувствовать войну, прежде всего, через повседневную жизнь его ровесников 1941-1945 гг.

Поэтому на выставке появилась жилая комната военного времени, какой она могла быть в Куйбышеве и других городах, находящихся в тылу,  не очень далеко от фронта (в обстановке комнаты использованы подлинные предметы начала 40-х годов), бомбоубежище, в котором зрители увидят  городскую военную кинохронику.

Есть на выставке рисунки детей о войне, нарисованные сейчас и в холодных квартирах блокадного Ленинграда и Куйбышева, много фотографий, рассказывающих о жизни детей во время войны  в разных обстоятельствах и условиях – в тылу, на фронте, в оккупации, на развалинах Сталинграда и в блокадном Ленинграде. За всеми этими фотографиями стоят конкретные судьбы, часто с фамилиями и именами, в общих для миллионов детей ситуациях военного времени.

Зал Победы представляет фотохронику последних дней войны и первых дней мира, все самые значимые события мая-июня 1945 г. – захват рейхстага и водружения Знамени Победы, подписание капитуляции, массовая сдача в плен немецких войск, возвращение победителей на родину и, конечно, Парад Победы 24 июня 1945 г.

«Словарь искусств» посвящен  Святому Георгию-Победоносцу, небесному покровителю воинов. В экспозиции зала детские работы, иллюстрирующие популярный сюжет «Чудо Георгия о змие» мастерской Н.М. Василюк Детской картинной галереи.

 

Выставка в Детской картинной галерее получила название «Символы войны и победы». Символ – это такой образ события или человека, в котором угадывается более глубокий смысл, говорящий о чем-то большем,  чем он сам.

По сути, многое из того, что вошло в эту выставку стало такими образами, за которыми для нас угадывается война. В каждом зале посетители выставки смогут найти символы войны  и победы.

Завершается эта выставка залом мира, наполненным яркими детскими работами из фондов Детской картинной галереи, в котором зрители примут участие в совместном творческом акте создания символа мира.

 

 

 

 
         
 

 

 
         
 

 

 
 
 

 

 


 

 

выставка открыта с 26 мая 2010 года

 

 

 

 
         

Открытие выставки

 

 

           В 2010 году Самарский театр юного зрителя СамАРТ празднует свое 80-летие. Большим везением для нашего города стал этот творчески полноценный, развивающийся театр, приучающий своего зрителя  к непростому, иногда озадачивающему и обескураживающему театральному языку.

Значимость события не только для театральной среды, но и для всего города подтолкнула Детскую картинную галерею к совместному с СамАРТом созданию выставки «Художник в театре». Одной из задач этой выставки стало желание познакомить зрителей с людьми, создававшими лицо самарского театра на протяжении последних десятилетий, но при этом остававшихся в тени. 

В экспозиции представлены не только яркие эскизы, макеты, костюмы самарских театральных художников, но и этапные для истории мирового и русского театра фотографии и репродукции. 

Каминный зал особняка Клодта, главная выставочная площадка музея, посвящена прошлому и настоящему СамАРТа. Здесь представлена бутафория Евгения Иосифовича Иванова, работы театрального фотографа Елены Винс, исторические и современные афиши.

Отдельную часть экспозиции составили конкурсные детские афиши и сцены из спектаклей СамАРТа. Это еще один вариант творческого взаимодействия художника с театром. На этом конкурсе состоялась непосредственная встреча театра со своим зрителем.

В экспозиции представлены эскизы Михаила Ильича Свинина, более 50-ти лет прослужившего художником в Самарском театре юного зрителя, к спектаклю «Гроза» и «Король Лир», а также живописные работы художника и материалы из его личного архива.

Отдельный зал посвящен работам художников Самарского академического театра оперы и балета. Самыми яркими и зрелищными экспонатами стали эскизы Н.Хохловой, костюмы В.Окунева к балету «Жизель» и А.Васильева к балету «Спящая красавица».

На выставке зритель увидит не только парадную сторона театра, но и часть его закулисья -  в «Словаре искусств» разместилась театральная гримёрка, которая обычно остается в стороне от зрительских глаз. А ключевым словом для этой части экспозиции стал «грим».

В курительной комнате особняка Клодта вновь восстановлен интерьер  рубежа XIX-XX веков. Также в экспозицию включены фото из семейного альбома архитектора Щербачева, чья архитектура во многом определила лицо нашего города.

        

 

 

Круглый стол

         
 

 

 
         

 

 


 

 

выставка открыта с 30 июня 2010 года

 

Традиционно летом в Детской картинной галерее г.о.Самара открывается выставка «Эксклюзивные куклы особняка Клодта». Выставка 2010 года, девятая по счету, включает 3 коллекции мастерской Ольги Александровны Бакановой: «Барокко», «Карнавал бургундской моды» и «Эклектика и модерн».

В зеркальном зале особняка Клодта посетителей ожидает премьера отреставрированной и дополненной коллекции «Барокко», включающей 10 кукол, среди которых несколько исторических персонажей: «Людовик XIV де Бурбон», кардинал Ришелье, инфанта Маргарита, Мария Медичи, Герцогиня де Фонтанж с пажом, а также знатные господа и дамы, одетые по моде барокко. Все персонажи коллекции, за исключением юной испанской принцессы Маргариты, относятся к Франции, ставшей в XVII в. безусловной законодательницей мод. Версаль диктует свой стиль, который безоговорочно принимается всеми королевскими дворами Европы.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Куклы коллекции «Барокко» представляют моду барокко в развитии за весь XVII в.

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Все новое, необычное, призрачное, динамичное кажется красивым. Ясное, уравновешенное, гармоничное – вялым и скучным. Для этого времени характерна всеобъемлющая театральность. Театр XVII века – театр иллюзорных росписей и оживающей скульптуры фонтанов; театр костюмированных шествий и конных балетов; театр придворной жизни и театр военных действий; театр изящного обхождения и причудливых нарядов.

 

В каминном зале особняка представлена коллекция  2007 г. «Карнавал бургундской моды» (поздняя готика).

Во времена готики мода впервые стала интернациональной как в части формирования вкусов, так и в части распространения, запечатлев в истории костюма и искусства один из поразительных образов человека – Человека праздничного. Моды XIV и XV вв. обычно носят название придворных бургундских мод, так как бургундский двор в то время стал одним из богатейших в Европе и моды его являлись эталоном изящества. Иногда этот период в истории костюма называют также карнавалом мод благодаря бесконечной смене разнообразных форм костюма. Одновременно были в моде совершенно противоположные типы одежд - узкие и короткие, длинные и широкие, которые, однако, целиком подчинялись общему направлению моды, связанной с развитием готического стиля. Характерными чертами модного силуэта были вычурность, изысканность линий и удлиненность пропорций. Бургундская придворная одежда достаточно долго служила образцом для подражания во всей Европе

Центральные персонажи «Карнавала бургундской моды» - герцог Бургундский и члены его семьи, одетые по моде двора и помещенные в интерьер парадного зала фамильного замка. Остальные знатные дамы окружены лучшими и типичными образцами духовной и светской архитектуры, живописи и скульптуры в репродукциях.

 

Один из малых залов музея отдан коллекции кукол «Эклектика и модерн», которая очень естественно смотрится в Самаре, исторический центр которой построен во II половине XIX – начале ХХ вв. в период эклектики и модерна. Коллекция завершает начавшуюся с готики историю моды. Девять кукол этой серии, как обычно, индивидуальны и привлекательны. Но в них нет персоналий, которые украшали предыдущие коллекции. Поэтому речь здесь идет только об истории костюма, причем, исключительно женского.

Мода II половины XIX – начала ХХ вв. - это мода большого города. Она предлагала дамам разнообразные варианты дневных костюмов и роскошные вечерние платья, которые и представлены на куклах. В экспозицию включены фотографии архитектурных памятников, предметов роскоши, репродукции живописи, позволяющие подробнее разобраться в стилистических особенностях времени.

 

Продолжает кукольную тему и «Словарь искусства», открывая для зрителей термин из истории куклы и моды – «Пандора». Еще в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали небольшие глиняные раскрашенные фигурки. Однако считается, что "модные куклы" впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и мельчайшие детали одежды, долгое время с успехом заменяя появившиеся гораздо позже журналы мод. Их назвали Пандорами по имени героини древнегреческого мифа, видимо за их красоту и страсть к роскошной жизни. По замыслу Зевса, красавица Пандора должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение. Пандоры пережили многочисленные войны и буржуазные революции, уйдя в небытие лишь в 60-х г. XIX века из-за появления модных журналов.

 

Отдельный зал отдан авторской кукле молодых художников Елены Яшенькиной, Алисы Якиманской и Марии Митрофановой.

 

 

 

 
 

куклы Е. Яшенькиной

 

куклы А. Якиманской

 
 

 


 

 

 

 

 

 
 

 

       

В начале 2007 года Детская картинная галерея г.Самары совместно с Департаментом по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самары при поддержке Российской академии художеств и Самарского отделения Союза художников РФ объявили о проведении нового международного конкурса «История Земли в творчестве детей». Устроители предлагали юным авторам создать картины на конкретные сюжеты из истории своей страны, своего народа от древних поселений до XXI века, выбрав самые интересные и важные, на их взгляд, события.

Обращение к историческому жанру было не случайно. Социологические исследования и собственный опыт устроителей выставки, к сожалению, показывают невысокий интерес школьников к истории, как к мировой, так и к истории собственной страны. Историческая путаница в головах подрастающего поколения может привести к социальным и гуманитарным проблемам в стране.

Освоение опыта истории через картину, художественный образ конкретного исторического события облегчают юному художнику задачу личностного восприятия фактов из прошлого. Молодому же зрителю посещение такой выставки дает возможность наглядно и образно постичь историю своей страны в контексте мировой истории. В целом этот выставочный проект направлен на формирование позитивного отношения к своей стране молодых художников и зрителей.

 За 3 года на конкурс было представлено 765 работ. В итоговой выставке принимает участие 347 работ. Отклик российских регионов, принявших участие в выставке впечатляет – работы были присланы из 46 городов и поселков 22 республик, краев и областей. Среди участников Сахалинская область, Хабаровский край,  Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Чувашия и многие другие регионы России, а также Казахстана и Украины. В заключительной выставке принимают участие лишь работы, отмеченные грамотами и дипломами разных степеней. Юные зрители смогут проголосовать на выставке за понравившиеся работы, и по итогам работы зрительского жюри будет вручен приз зрительских симпатий.

 Для того чтобы в полной мере соответствовать названию «историческая картина» работы, отобранные на выставку, оценивались по следующим параметрам: достоверность исторического материала, раскрытие выбранной темы, соответствие деталей картины (костюмов, элементов интерьера, предметов быта, архитектуры) историческому времени, соответствие рисунка и колористического решения картины ее идее. Кроме того, авторам картин предлагалось приложить сопроводительный текстовый комментарий об историческом событии, на основании которого создана картина. Все присланные аннотации помещены на выставке, причем авторская стилистика осталось нетронутой.

 

Работы - победители конкурса зрительского голосования

 

 

 

 

 

Николаев Орест, 10 лет

"Солнышко лучистое", оригами

ЦДТ Металлург, пк Кентавр.,

преп. Кузьмина О.П., 

I место.

 

Царегородцев Евгений, 12 лет

"Крещение Руси", бумага, гуашь,

г. Александровск-Сахалинский, ДШИ,

преп. Артюх Н.Т., 

II место.

 

Марченко Ольга, 13 лет

"Птеродактиль", бумага, гуашь,

Ростовская обл.,

г. Новошахтинск, ДШИ,

преп. Волченская Е.Н., 

III место.

           
 

 

 

 

Журавлева Татьяна, 15 лет,

"Праздник Ивана Купала"

бумага, смеш. техника,

г. Астрахань, ДШИ №11,

преп. Кашина Е.А.

IV место.

 

Покидова Татьяна, 14 лет,

"Храм", бумага, акварель,

 г. Белгород, ДХШ,

преп. Склярова В.В.

V место.

 

Дороднова Анна, 16 лет,

"Храм Архангела Гавриила",

бумага, акварель, гел. ручка,

г. Белгород, ДХШ

преп. Волос В.В.,

VI место.

           
     

   
     

Хайбрахманова Юлия, 17 лет,

"Хантыйка",

бумага, пастель,

г. Ноябрьск, ДШИ

преп. Сулейманов И.М.,

VII место.

   
 

 

 

 

 

На выставке «История Земли в творчестве детей» впервые в истории Детской картинной галереи создана экспозиция для слепых и слабовидящих детей в рамках городской программы «Мы разные, мы равные».  Сотрудниками музея были созданы 9 рельефов – копий рельефов древних культур (Древний Египет, Древняя Греция, Ассирия, Скифская культура, культура майя, Древний Китай, Древняя Русь, Древняя Индия). Каждый из них сопровожден индивидуальной аудиозаписью, помогающей «увидеть» рельеф и узнать его историю. Кроме того, незрячие дети смогут услышать звучание старинных инструментов (пианино, фисгармонии, музыкального автомата), «осмотреть» камин и печи особняка.

В отличие от подобных экспозиций в других музеях, предназначенных только для слепых, рельефы можно будет «смотреть» руками и обычным детям. Любой посетитель сможет одеть наушники и, закрыв глаза, изучить рельеф. Организаторы выставки надеются, что такая возможность позволит юным зрителям музея стать немного терпимее и восприимчивее к чужим проблемам.

Доступна эта выставка и для слабослышащих посетителей, поскольку многие работы сопровождены авторскими аннотациями.

 

 

 


 

 

Выставка,

посвященная  20-летию

Детской картинной галереи

 

 

 

 

Появление детского музея в нашей стране явление не очень частое. А то, что появился такой музей в годы, когда продукты были по талонам, а сама страна стояла на грани выживания, делает это событие почти исключительным. 21 декабря 1990 г. Исполнительный комитет Куйбышевского городского Совета народных депутатов принял решение «об открытии детской картинной галереи в г.Куйбышеве».

Решение о создании ДКГ не было случайным или спонтанным. За его принятием стояла многолетняя деятельность Нины Васильевны Иевлевой.

Началось все в 1978 году, когда в Куйбышеве при Областном доме работников просвещения Н.В. Иевлевой была создана детская изостудия, которая быстро приобрела звание «образцовой». Накапливающийся фонд детских работ заставил задуматься о статусе детского рисунка, его значении и ценности. В 1982-83 годах возникла идея создания детского музея – детской картинной галереи. Проводились многочисленные выставки, в том числе такие новаторские для середины 1980-х годов, как выставка в витринах магазинов улиц Куйбышева и Ленинградской.

«Десять лет работы детской изостудии, руководимой Н.В. Иевлевой, серьезно повлияла на художественную жизнь города, детские выставки стали событием…» - писала газета в 1988 году.

Детская картинная галерея создавалась специально под определенную аудиторию – ребенка-зрителя и ребенка-художника, причем  ориентированность на детское творчество до настоящего времени является отправной точкой для всей деятельности музея.

Четыре года ДКГ размещалась в нескольких комнатах правого крыла здания театра оперы и балета. В 1991 году Исполком передал под Детскую картинную галерею полуразрушенный особняк И.А. Клодта на улице Куйбышева. Пять лет велась реставрация здания и в 1995 году началась новая жизнь галереи в отреставрированном особняке Х1Х века – памятнике архитектуры федерального значения.

За 20 лет работы Детская картинная галерея г.Самары создала 400 выставок, которые посетило около 600 тыс. зрителей.

 

   

 

     
 

Торжественное открытие выставки

 
     
 

 

 
         
 

 

 
         

 

Юбилейная выставка «Рождественские сказки», открываемая в канун Нового года, 401 по счету. На ней посетители смогут увидеть настоящий рождественский вертеп (автор Е.Яшенькина) и узнать историю вертепов в России и Европе, познакомиться с традициями празднования русских Святок, увидев как подлинные этнографические предметы, так и созданные специально для выставки маски (О.Даньчина), вместе с Щелкунчиком победить мышиного короля, побывать в кабинете, где творит сказочник. А главное, узнать историю создания первого в России детского музея, увидеть лучшие детские работы из Золотого фонда и другие уникальные экспонаты из фонда ДКГ, представленные в открытом хранении (например, книга «Минея общая», датированная 1637 г.).

На выставке представлены детские работы Мастерских МДКГ преподавателей Иевлевой Н.В., Василюк Н.М., Денисовой И.В., Яшенькиной Е.В.

В создании выставки приняли участие сотрудники ДКГ: Иевлева Н.В., Самсонова М.Н., Кузнецова А.В., Яшенькина Е.В., Николаева О.О., Суилина А.В., Суханина И.В., Даньчина О.В., Арефьева М.С., Денисова И.В., Краснова В.В., Анищенко А.В., Макарова Г.В., Кишкин О.В., Учаев В.А.

 

 

 

 
 

Экспозиция, посвященная 20-летию МДКГ

 

"Щелкунчик"

 
         
 

 

 
 

"Щелкунчик"

 

"Кабинет сказочника"

 
         
 

 

 
 

Традиции русских Святок

 

Рождественский вертеп

 

 

Открытое хранение фондов МДКГ