Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

    

Terem.jpg (213476 байтов)

Выставки в Музее "Детская картинная галерея" г. Самары

в 2014 г.

 

 

Особняк Клодта

открывает свои двери после реставрации,

которая продолжалась девять месяцев,

и приглашает зрителей на новые выставки.

 

 

     

     
   

С 21 марта 2014 года

 
 

 

   

     

 

 Выступление директора Иевлевой Нины Васильевны на открытие новой выставки

Муниципального музея "Детская картинная галерея" г.о. Самара

 

 

Победители конкурса «En danse» («В танце»)

 

Четыре разноплановых экспозиции отражают направления, в которых работает музей. В первую очередь, это выставки детских рисунков. В обновлённых интерьерах зеркального и одного из малых залов галереи выставлены лучшие детские работы конкурса «En danse» («В танце»), который проводился совместно с Альянс Франсез Самара. В экспозицию вошло 125 работ: картины, макеты и предметы ДПИ. Художники в возрасте от 6-ти до 16-ти лет оказались перед непростой задачей. Они рисовали танец, то есть изображали движение на плоскости картины, которая по определению статична. Насколько им это удалось, и какие цветовые и композиционные приёмы нашли художники, зрители смогут увидеть, посетив выставку.

Показывая зрителю самое интересное из коллекций музея и продолжая знакомство с культурой Франции, Детская картинная галерея нарушает традицию летних выставок «Эксклюзивной куклы особняка Клодта». Не дожидаясь июня, в одном из малых залов особняка Клодта посетителей ожидают 9 кукол из коллекции «Барокко» и дама с галантным кавалером в костюмах эпохи Рококо. Все куклы демонстрируют французскую моду, поскольку именно эта страна, начиная с XVII века, стала безусловной законодательницей мод. Некоторые из персонажей коллекции имеют исторические прототипы: Людовик XIV де Бурбон, кардинал Ришелье, Мария Медичи, герцогиня де Фонтанж с пажом, другие - знатные господа и дамы, одетые по моде XVII-XVIII веков.

Из экскурсии можно будет узнать малоизвестные факты о нравах и вкусах трёхсотлетней давности: когда впервые одежда обзавелась карманами, почему прорезная вышивка стала называться «ришелье», зачем придворные XVII века одевались в костюмы, напоминающие детские, и какие послания зашифровывали в языке мушек и вееров.

В каминном зале особняка посетителей ждёт знакомство со средневековой европейской культурой. На одиннадцати рельефах изображены соборы, архитектурные и декоративные элементы из романского искусства и готики. Средневековье объединило два этих стиля по их главной черте -   спиритуализму. Это свойство средневекового человека позволяло ему видеть в мире материальном отражение мира духовного. Со временем сакральный смысл стал забываться и для большинства  связь земного мира с небесным разорвалась. В этой выставке авторы попытались восстановить эту связь, естественную для человека Средних веков. На рельефах зритель видит произведения, созданные в X – XIV  вв., то есть материальные проявления эпохи. А сопроводительные аудиокомментарии описывают изображённое и проясняют его символический смысл.

Коллекция рельефов «Средневековье» стала продолжением серии «Древний мир», созданной художниками ДКГ в 2010 году. Эти проекты осуществлены в рамках городской программы «Самара - детям: мы разные, мы равные».

Выставка «История особняка Клодта и находки реставрации» расположена в бывшем кабинете хозяйки дома. Здесь зрители смогут проследить судьбу одного из красивейших домов Самары от его рождения (проект архитектора Александра Щербачева), через свои взлёты и падения до сегодняшнего дня. На выставке представлены фотографии и те экспонаты, которые обнаружили при реставрации особняка. Старинный кирпич с клеймом, кованые гвозди, конопатка, фрагменты бумажных обоев – всё это помогает понять, как строили дома и оформляли купеческие интерьеры в конце XIX века. Другие находки, напротив, ставят перед зрителем новые вопросы и будят его любопытство. И те и другие не оставят равнодушных к истории особняка и сделают наше знание прошлого Самары чуть полнее.

 

 


 
 

 
 

 

 
 

 

В открытии выставки принимала участие

Татьяна Петровна Бородина,

заведующая музеем-усадьбой «Пенаты» и специалист по творчеству И.Репина

 

 

В 2014 году, объявленном Годом культуры, празднуется 170-летие со дня рождения художника Ильи Ефимовича Репина. Участвуя в юбилейных мероприятиях, запланированных музеями на этот год, особняк Клодта принимает на своей площадке передвижную фотовыставку из музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты». Эту усадьбу, в которой художник прожил последние 30 лет своей жизни, справедливо относят к культурным центрам начала XX века. Здесь воплотились  существенные стороны духовной жизни того времени, когда быт оказался тесно связанным с общественными и литературно - художественными интересами эпохи.    

Фотовыставка познакомит зрителя с наиболее интересными событиями, происходившими  в усадьбе художника, и даст возможность увидеть как жил, работал и с кем общался Илья Репин.

            Усадьба «Пенаты» многие годы была в центре внимания фотографов. В начале ХХ века, когда Илья Репин и его жена Наталья Нордман обосновались в Куоккале, техника фотографии уже настолько развилась, что превратилась в обыденный способ фиксации окружающей среды и сохранения облика людей в привычной для них обстановке. Снимки парка, дома, его интерьеров и, прежде всего, их обитателей и многочисленных гостей не сходили со страниц популярных журналов и газет. Таким образом, Пенаты обрели свою фотографическую историю.

Помимо фотовыставки из Пенат, в каминном зале музея зрители смогут увидеть картины Ильи Репина в высококачественных репродукциях на холсте. Основу экспозиции составили два монументальных полотна: «Запорожцы» и «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» и подготовительные этюды к ним.

Соседство известных с детства картин с фотографиями из усадьбы «Пенаты» приоткроет двери в творческую мастерскую художника. Также зрители увидят Илью Репина в его бытовом и дружеском окружении.

 

 

 

 

Ещё одно выставочное пространство особняка посвящено военным и гражданским знакам различия второй половины XIX – начала XX вв. В экспозиции представлены погоны, эполеты, горжеты и вензеля из коллекций Валерия Грищенко и Олега Сударикова.

 

 

 

Одновременно с этими выставками зрители увидят экспозицию «Памятники славянской письменности». Помимо изображений древнейших рукописей, написанных кириллицей и глаголицей, в экспозицию вошли старинные церковные книги нач. XVII XIX вв. из фондов МДКГ. На выставке можно будет узнать, какую из азбук создали солунские братья Кирилл и Мефодий, чем отличается кириллица от глаголицы, а также историю славянской письменности и книгопечатания на Руси.    

 


 

 

 

 

 

Традиционно летом в Детской картинной галерее открывается выставка «Эксклюзивная кукла особняка Клодта». Выставка 2014 года - тринадцатая по счету - представляет зрителям премьеру коллекции «Арт Деко: стиль и вариации». 10 новых кукол художницы Ольги  Бакановой - авторская импровизация на тему Арт Деко. Некоторые образы коллекции очень близко приближаются к стилевому канону, некоторые его художественно переосмысляют.

Из всех коллекций «Эксклюзивной куклы» Арт Деко ближе всего подошло к современности. Этот стиль расцвёл в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Упоение роскошью, орнаментом, экзотическими и ультрасовременными материалами сознательно заслоняло духовную растерянность людей.

Образы-импровизации на тему Египта, Японии и Африки закономерны для этой коллекции – открытие искусства Амарны и гробницы фараона Тутанхамона, мода на путешествия и возросшие скорости сильно повлияли на вкусы людей эпохи Арт Деко. «Карнавал на рубеже эпох» - так можно определить настроение этого времени, и все персонажи коллекции по-разному его передают.

В одном из малых залов особняка представлена коллекция  2007 г. «Карнавал бургундской моды» (поздняя готика). Во времена готики мода впервые стала интернациональной как в части формирования вкусов, так и в части распространения, запечатлев в истории костюма и искусства один из поразительных образов человека – Человека праздничного. Моды XIV и XV вв. обычно носят название придворных бургундских мод, так как бургундский двор в то время стал одним из богатейших в Европе и моды его являлись эталоном изящества.

Иногда этот период в истории костюма называют также карнавалом мод благодаря бесконечной смене разнообразных форм костюма. Одновременно были в моде совершенно противоположные типы одежд - узкие и короткие, длинные и широкие, которые, однако, целиком подчинялись общему направлению моды, связанной с развитием готического стиля. Характерными чертами модного силуэта были вычурность, изысканность линий и удлиненность пропорций. Бургундская придворная одежда достаточно долго служила образцом для подражания во всей Европе. Центральные персонажи «Карнавала бургундской моды» - герцог Бургундский и члены его семьи, одеты по моде двора и помещены в интерьер парадного зала фамильного замка.

Следующая коллекция - «Европейское Возрождение в костюме» - хронологически продолжает историю моды. В коллекции 8 кукол, 4 из них – реальные исторические персонажи: король Англии Генрих VIII, его дочь королева Елизавета I, сэр Френсис Дрейк – мореплаватель и корсар, королева Изабелла Португальская, супруга Карла V, остальные куклы – знатные дамы из Италии, Испании, Франции и Германии. Все эти персонажи относятся к XVI веку – Позднему Возрождению. Искусство изготовления костюма достигло в XVI веке высочайшего уровня. Ремесло портного было потомственным и достаточно уважаемым. Уже наметилась специализация портных. Вся одежда изготавливалась только на заказ и требовала обязательных примерок. Цехи портных имели специальные книги, где были собраны образцы модных покроев. Именно в это время складывается общеевропейская мода при сохранении некоторых национальных особенностей костюма в каждой стране. Во всех странах носят костюмы примерного одного типа и структуры при некоторых различиях в пропорциях и деталях.

«Эксклюзивной кукле» отдан и словарь искусств. 7 кукол из коллекции «Венецианский карнавал» приглашают зрителя на яркий и удивительный праздник. Его главная идея – шумно отметить последнюю неделю перед началом Великого поста и сжечь чучело зимы – давно забыта. Карнавал теперь даёт возможность человеку, скрывшемуся под маской, изменить на время свою обыденную сущность и превратиться в человека из другой эпохи или страны. У каждой куклы в коллекции тоже есть своя маска, которая отражает её характер.

Открывает коллекцию кукла «Венеция», которая воплощает театрализованное начало карнавала. Платье куклы – декорация венецианского пейзажа (ведуты), сшитое в лоскутной технике. В ее руках две марионетки – персонажи уличных буффонад. Она - символ города, который собирает на своих праздничных улицах людей со всего мира.

Ещё одними яркими героями «Венецианского карнавала» стали классические персонажи Commedia dell`arte - балагур и остряк Арлекин, всегда грустный Пьеро, веселая служанка Коломбина в платьях своей госпожи и кривляка Пульчинелла с писклявым голосом. Комедия дель арте – комедия масок – уличный (площадной) театр итальянского Возрождения, возникший к середине XVI в., спектакли которого создавались путём импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски, или кукольных персонажей. Театр просуществовал с середины XVI до конца XVIII в., сыграв решающую роль для дальнейшего развития всего западноевропейского драматического театра. Труппы, игравшие комедии масок, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, в которых закладывались основы актёрского мастерства и впервые присутствовали элементы режиссуры.

На выставке зритель увидит работы ещё одного самарского автора – аппликации по ткани Елены Фроловой. Часть панно создана по мотивам картин Августа Маке, другие композиции авторские. Словно кадры из фильмов они выхватывают моменты жизни людей эпохи Арт Деко. «Русский балет», «Фокстрот», «Конное поло», «Шляпный магазин», «Прогулка в парке» - небольшая часть развлечений и удовольствий, ставших непременными для светских людей этого времени.

Экспозиция детских картин «Вечные ценности глазами ребёнка» была собрана в рамках одноимённой Международной выставки, которая будет продолжаться до конца 2015 года. Эта выставка – продолжение проекта 1995-2000 годов, на который было прислано больше 2000 работ из 18 стран мира. Выставка 2014 года организована совместно с  Ассоциацией городов Поволжья и представляет зрителю работы детей из Ульяновска, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Чебоксар, Самары, а также из г. Апатиты Мурманской области. Детские картины, являясь одновременно и художественной ценностью и документом своего времени, выражают внутренние переживания ребёнка по поводу происходящих с ним и вокруг него событий. Таким образом, выставка «Вечные ценности глазами ребёнка» может стать уникальным художественным документом, который отразит как дети начала XXI века видят, чувствуют, переживают и выражают свои переживания. Вместе с картинами в экспозиции представлена детская керамика, выполненная в мастерских ДКГ.

Выставка открыта с 3 июля до середины сентября 2014 года по адресу: ул. Куйбышева, 139.

 


 

 
 

Выставка «Великая река - великого народа», посвященная 170-летию со дня рождения И.Е.Репина, завершает выставочный марафон «Жигулевская палитра – приглашает!».

В программе открытия выставки прошли:

- Мастер-класс Н.В.Иевлевой, Заслуженного работника культуры РФ, директора Детской картинной галереи. На выставке можно будет увидеть исторические композиции и пейзажи, выполненные в мастерской Н.В.Иевлевой, которой она руководит более двадцати лет.  

- Концерт солистов и ансамблей ДЦМШ;

- Выступление образцового детского коллектива «Студия дизайна одежды» школы № 2 поселка Суходол.

Работы юных художников, вошедшие в экспозицию, отражают множество тем: 170-летие со дня рождения И.Е. Репина, волжские мотивы, иллюстрации к произведениям писателей и поэтов. Так же на выставке представлены работы из музея-фонда «63-й Art-Region» Агентства социокультурных   технологий.                                                                                               Мастер-класс Н.В.Иевлевой

Кроме живописных и графических работ на выставке представлено и  декоративно-прикладное искусство (керамика, батик, роспись по дереву).

В малом зале особняка открыта выставка детских картин «Новые поступления в фонд ДКГ». Все детские работы объединены одним жанром – это изображения животных и насекомых, выполненные учениками мастерских ДКГ. Для маленьких художников, которые с любовью и восторгом смотрят на свои модели, анималистический жанр становится почти портретным. Дети одновременно стараются передать внешнее сходство, движение, пластику, темперамент и характер животных, которых рисуют. В результате получаются очень живые и искренние работы, которые не оставят зрителя равнодушным.      

Каждую выставку Детской картинной галереи сопровождает экспозиция словаря искусств. На этой выставке словарь посвящен оригами. Древнее искусство складывания причудливых объемных фигур из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея сложилось в Японии в VIII-IX вв., и за последнюю тысячу лет не только не исчерпало себя, но продолжает рождать новые техники и художников. Посетив экспозицию, зрители узнают о том, почему нельзя было разрезать лист бумаги, кто из писателей был большим любителем оригами, чем отличается техника сухого и мокрого складывания и много других интересных фактов. И, конечно же, зрители увидят фигурки самарских оригамистов и фотографии оригами больших мастеров.     

 

В двух залах особняка Клодта продолжает работу выставка «Эксклюзивной костюмной куклы» Ольги Бакановой. В зеркальном зале выставлена премьера 2014 года - коллекция «Арт-деко». В одном из малых залов особняка расположились 7 персонажей из «Венецианского карнавала». Куклы приглашают зрителя в давно минувшие эпохи и знакомят с былыми модами, вкусами и нравами.    

 

 


 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 
 

Открытие выставки

 

Гаушев Александр Петрович

директор и преподаватель

ЭДХШ в селе Подлесная Тавла (Мордовия)

 
 

 

Тема деревянной архитектуры и её сохранения часто затрагивается в выставках и проектах «Детской картинной галереи». Одним из первых шагов к созданию выставки «Дерево.life» стал фотоконкурс «Архитектура деревянной Самары», который проводила Детская картинная галерея в 2013 году. Выбранная тема не была случайна: Самара – город, где сохранились добротные образцы деревянного зодчества. Во многом именно они придают лицу нашего города необщее выраженье. Цель, которую преследовали организаторы - вызвать эмоциональное, эстетическое и познавательное отношение к самарской архитектуре вообще и деревянной в частности, была частично достигнута. Но главным итогом этого проекта стало знакомство с отдельными людьми и целыми семьями, у которых были архивы с фотографиями деревянных самарских домов задолго до объявления конкурса. И болеть за нашу архитектуру они будут после его окончания.    

Выставка в Детской картинной галерее предлагает зрителю взглянуть на дерево шире. Богатство художественных возможностей этого материала, исконность в жизни славян, символическое и магическое значение – все эти грани дерева представлены в экспозиции.

В зеркальном зале особняка Клодта выставлены лучшие фотографии конкурса «Архитектура деревянной Самары». Форма каждого деревянного дома, его трёхчастная структура, декоративные элементы, резьба – это частный случай идеальной модели дома, мироздания в миниатюре, в котором наши предки искали защиты от ненастий и злых духов. Поэтому всё в доме неслучайно. Зрители не только узнают о том, что значат разные детали и украшения на самарских домах, но и смогут собрать модель «идеального» дома по правилам древнерусского зодчества.       

Главными экспонентами выставки «Дерево.life» стали резчики из села Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия. Их работы впервые выставляются в Самаре. Резьба по дереву в эрзянском селе Подлесная Тавла имеет глубокие корни. За ее основу были взяты приёмы изготовления народной игрушки.  Развивая традиции народной резьбы, молодые мастера-резчики создали самобытный «тавлинский» стиль художественной обработки дерева. Игрушки вырезаются из мягких пород дерева и имеют некоторое сходство с богородской игрушкой, но со своим, особым, колоритом. Применяются оригинальная пластика форм, своеобразные технические приёмы резьбы и фактура порезок. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов. Центральное место в работах тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. В украшении одежды персонажей, подставок для игрушек мастера широко используют орнаментальные мотивы геометрического характера. Уникальные работы тавлинских мастеров с успехом экспонируются на региональных, республиканских, всероссийских и международных выставках.

Помимо работ профессиональных резчиков из Мордовии, на выставке будут представлена резьба и керамика их воспитанников - учеников Экспериментальной детской художественной школы села Подлесная Тавла, а также национальная вышивка.

 

В малом зале музея дерево представлено и как главный материал для наших предков, и как один из символов в их богатой символике. Старинные предметы быта и посуда не только создавались из дерева, но часто украшались резьбой или росписью с обереговыми символами. Дерево жизни и мировое дерево были одними из ключевых в мифологии народов всего мира. Соединение неба и земли, потомков и предков, прошлого и будущего – эти, и не только, связи выражал образ дерева. Вместе с домашней утварью, в экспозиции представлены кустарные музыкальные инструменты конца XIX-начала XX века и традиционные русские деревянные промыслы: богородская игрушка, городецкая и хохломская роспись.

 

В одном из малых залов музея выставлена работа Алексея Князева, самарского скульптора, художника-резчика, члена Союза художников РФ. Работая в жанрах натюрморта и пейзажа, этот художник удивительно передаёт в своих сложных композициях фактуры изображённых материалов – металла, ткани, рыбной чешуи, и заставляет на какое-то мгновение забыть, что на самом деле всё это выполнено из дерева. Зрителей работы Алексея Князева не оставляют равнодушными – их удивляет мастерство и виртуозность резчика, тепло и солнечность дерева, чувство невидимых, но крепких связей с нашими предками и старинным русским бытом, которое всегда присутствует в работах художника.   

Словарь искусств, который сопровождает каждую выставку ДКГ, на этот раз показывает взгляд на дерево, камень, песок, лёд и другие материалы как неотъемлемые от природного ландшафта. Словарь посвящен лэнд-арту - направлению в искусстве последней трети XX в. Зародившись в конце 1960-х годов в США как художественный протест против обострившегося конфликта современной цивилизации, в том числе искусства, с окружающей средой, лэнд-арт вынес и художника, и его работу на природу. Это был протест и против коммерческого рынка искусства, и против эстетики металла и пластика. Материалом для пейзажных инсталляций художников лэнд-арта служат, как правило, или чисто природные материалы, или их сочетание с минимальным количеством искусственных элементов, а жест художника заставляет увидеть в природной среде огромное художественное пространство, где сама природа предстает не пассивным фоном, а активным созидающим началом.

 

 

 

Мастер-класс преподавателей экспериментальной детской художественной школы

села Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия

 

 

 

 

 

 
 

Гаушева Лидия Ивановна, керамист,

"Мастер года - 2004 и 2013",

участница российских и республиканских выставок, основатель керамического направления в

Подлесной Тавле

 

Гвоздева Татьяна Николаевна, вышивальщица,

заслуженный работник культуры РМ,

участница международных, российских и республиканских выставок

 
   

 

     
 

 

 
 

Миронов Евгений Геннадьевич, преподаватель,

выпускник школы, "Мастер года - 2004 и 2007",

участник международных, российских и республиканских выставок, победитель конкурса в международной Ассамблее национальных культур

 

фрагмент мастер-шоу

 
         
 
 

  

 
 

 

 
   

 

 

 

 

Выставка приглашает зрителей в мир игрушки. В зеркальном зале маленькие и взрослые посетители увидят украшенную ёлку и узнают, как праздновали Рождество и Новый год в дореволюционной России и могли праздновать в доме самарского купца Клодта. В экспозицию вошли рождественские открытки и игрушки конца 19-начала 20 вв., а также «зимние» детские рисунки из фонда ДКГ.

 

В каминном зале, по просьбам зрителей, продлена выставка тавлинской деревянной игрушки и керамики. Это пространство народной традиции: незамысловатые по сюжету, но очень искренние и выразительные образы, созданные  резчиками из села Подлесная Тавла республики Мордовия. Их работы впервые выставляются в Самаре.

Резьба по дереву в эрзянском селе Подлесная Тавла имеет глубокие корни. За ее основу были взяты приёмы изготовления народной игрушки.  Развивая традиции народной резьбы, молодые мастера-резчики создали самобытный «тавлинский» стиль художественной обработки дерева. Игрушки вырезаются из мягких пород дерева и имеют некоторое сходство с богородской игрушкой, но со своим, особым, колоритом. Применяются оригинальная пластика форм, своеобразные технические приёмы резьбы и фактура порезок. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов. Центральное место в работах тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. В украшении одежды персонажей, подставок для игрушек мастера широко используют орнаментальные мотивы. Уникальные работы тавлинских мастеров с успехом экспонируются на региональных,республиканских, всероссийских и международных выставках.

Помимо работ профессиональных резчиков из Мордовии, на выставке представлена резьба и керамика их воспитанников - учеников Экспериментальной детской художественной школы села Подлесная Тавла, а также национальная вышивка.

Продолжение темы народной игрушки - рождественский вертеп, в котором для зрителей разыграется традиционное кукольное представление. После рождественского "ясельного действа"  и вертепной драмы «Смерть царя Ирода», вертепщики неизменно показывали комические сцены на местные темы, с местными колоритными персонажами. Эта двоякая природа театра, в которой соседствует священное и бытовое, повседневное, делает праздник живым и понятным каждому зрителю. Кроме самого вертепа в экспозицию вошли куклы из традиционно разыгрываемых сюжетов: казаки, цыгане, солдаты, кумовья и многие другие.

Ещё одно самобытное проявление народного творчества, с которым зрители познакомятся на выставке - традиционная глиняная игрушка - дымковская, филимоновская, каргопольская и абашевская. 

«Словарь искусств» тоже посвящен вертепу, но не театральному, а скульптурному. В экспозицию  вошли авторские композиции художницы Елены Яшенькиной по евангельским сюжетам. Кроме традиционной для вертепа сцены «Рождества», зрители увидят скульптурные композиции «Благовещенье», «Бегство в Египет» и «Сретение».

В одном из залов музея расположился фотографический павильон «Изящная светопись». Посетители могут сфотографироваться в интерьерах, напоминающих те, сняться в которых было огромным событием для наших прабабушек и прадедушек. Экскурсовод поделится интересными фактами из истории самарской фотографии: когда появились первые «стационарные» фотографические заведения в губернии, кто из самарских фотографов снимал солнечное затмение для Академии наук и на каких улицах Самары находились фотопавильоны для «чистой публики».