Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

Terem.jpg (213476 байтов)

Выставки в Муниципальном музее 

"Детская картинная галерея" г. Самары

в 2015 г.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 
             
 

 
       

 

С 16 февраля 2015 года

   

 

         
 

 

   

     
             
 

Открытие

 
 

Зеркальный зал музея посвящен коллекционерам Самары рубежа 19 - 20 веков: Альфреду фон Вакано, Павлу и Вере Шихобаловым, Константину Головкину. Коллекции этих самарцев стали частью музейных собраний и надолго пережили своих владельцев. Этот зал начинает разговор, который может продолжиться в Самарском художественном музее или в Эрмитаже- тех музеях, в которых хранятся картины, рисунки, миниатюры, скульптуры, вазы, предметы мебели и множество других экспонатов из самарских коллекций.

Экспозиция каминного зала имеет подзаголовок «Школяры, гимназисты, кадеты» и посвящена истории образования в Российской Империи. Эта тема представлена ученическими и студенческими знаками различия, фотографиями и документами 19-20 вв. из коллекций Валерия Грищенко, Олега Сударикова и Александра Пахомова. Кроме частных предметов на выставке использованы экспонаты из фондов Самарского литературного и Самарского епархиального церковно-исторического музея. 

Современному человеку устройство образования в Российской империи 19-начала 20 века покажется сложным и запутанным. Но для людей того времени отличить семинариста от гимназиста не составляло труда. Практически все учащиеся Российской империи, как и гражданские служащие, не говоря о военных, имели свой форменный костюм. Кроме его цвета и кроя, говорящей была символика на поясных бляхах, фуражках, пуговицах и петлицах. Именно эти знаки различия, предоставленные самарскими коллекционерами, стали основой экспозиции.  

Форменный костюм студента, помимо пуговиц, петлиц и кокарды, отличали ещё и наплечные знаки различия – контрпогоны. На бархатном поле этих поперечно крепившихся погон размещался вензель учебного заведения. Окаймляла контрпогон выпушка установленного цвета.

Воспитанницам женских гимназий и институтов благородных девиц тоже полагалось носить особую форму. Она состояла из платья и фартука: чёрного – повседневного и белого - для парадных случаев. Вензель конкретной гимназии оформлялся в виде изящной брошки, которая крепилась на груди и была одновременно и украшением и знаком различия.

Вторую жизнь студенческие знаки различия получили в 1947 году. Контрпогоны из чёрного бархата на суконном подбое с синей выпушкой украшали форму студентов горных институтов и факультетов. Просуществовали такие контрпогоны всего 8 лет. 

В одном из залов музея расположился фотографический павильон «Изящная светопись». Главные экспонаты – фотоаппараты разных годов XX века из коллекции Сергея Семченко. Интерьер зала стилизован под старинное фотоателье, сняться в котором было огромным событием для наших прабабушек и прадедушек. Экскурсовод поделится интересными фактами из истории самарской фотографии: когда появились первые «стационарные» фотографические заведения в губернии, кто из самарских фотографов снимал солнечное затмение для Академии наук и на каких улицах Самары находились фотопавильоны для «чистой публики».

 

 

Бывший кабинет хозяйки дома отдан этнографической коллекции Игоря Матвиенко. Его исследовательские и, как следствие, собирательские интересы сконцентрированы вокруг символики народов Поволжья. Предметы его коллекции - рушники, полотенца, национальные костюмы, украшения и головные уборы. Вышивку и орнаменты на этих предметах можно прочесть как текст, в котором наши предки просили о плодородии и урожае, защищались от злых духов, рассказывали историю своего рода.      

 

 

Помимо частных, на выставке представлены и музейные коллекции. Детская картинная галерея представляет семнадцать картин Ивана Карпунова из собственных фондов. Эта коллекция живописи была приобретена на последней прижизненной выставке Ивана Васильевича в 1997 году. Причём сам художник участвовал в отборе работ. Результатом стала одна из лучших коллекций живописи Ивана Карпунова, которая насчитывает 24 картины. Увидеть их большую часть – редкая возможность.

 

 

 


 

 

 

 
 

С 20 марта 2015 года

 

 

Открытие выставки-конкурса детских работ "Французские сказки"

 

 

Выставку-конкурс детских работ «Французские сказки» («CONTES FRANÇAIS») Детская картинная галерея проводит совместно с Альянс Франсез Самара. Это второй совместный проект, первым была выставка 2014 года «В танце». В конкурсе приняли участие около 300 работ из 23 учебных заведений Самары, Тольятти и с. Красный Яр Самарской области. Для своих иллюстраций и импровизаций художники выбрали как давно «обрусевшие» сказки Шарля Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица», так и малоизвестные сказки Анатоля Франса, Даниэля Пеннака и других французских писателей.

 

 
 

 

 

Продолжают тему французских сказок авторские куклы Елены Яшенькиной, созданные по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Король, Честолюбец, Пьяница, Деловой человек, Фонарщик, Географ и Маленький принц встретят зрителя в одном из залов музея.

 

 

_______________________________________________________

 

 

 

 

 
 

Открытие и круглый стол юбилейной выставки Художественной школы им. М. Шагала

 

 

Выставка «Шаги в искусство» приурочена к празднованию 25-летнего юбилея Художественной школы им. М. Шагала (г. Тольятти). В экспозиции представлены графические и живописные работы и разнообразные изделия из керамики, созданные учениками Художественной школы им. М. Шагала в разное время. Это «золотой фонд» ученических работ. Возраст юных художников – участников выставки - от 4 до 18 лет.

Зрители, которые придут на выставку, увидят графику, живопись и керамику на самые разные сюжеты. Среди графических и живописных работ - иллюстрации к пословицам, сказкам, художественным произведениям, детские сны и фантазии, запечатленные на бумаге; реалистичные и декоративные натюрморты, выполненные в различных техниках. Ребята воплотили в своих работах традиции, праздники, обычаи народов нашей страны. Отдельная серия детских рисунков посвящена 70-летию Победы. 

 Среди керамики есть сказочные сюжеты, есть «Греки», «Индейцы», «Японки», «Венецианцы» и даже «Домовые». Работы юных художников-керамистов отличает искусность и профессионализм в использовании ангобов, глазури, темперы. Но самое интересное в их работах даже не это, а то, как они придумывают сюжеты и образы, увлекающие зрителя в свой миниатюрный мир.  

 Детская художественная школа имени Марка Шагала начала свою работу в 1990-м году и продолжает развиваться под руководством Марины Александровны Фрейдлиной. Тогда это была студия художественной керамики. В 1991 г. студия преобразована в художественную школу «Керамика». В 2011 г. произошло знаковое для школы событие - ей присваивается имя художника Марка Шагала. Это единственное образовательное учреждение в России, которое удостоено имени художника мирового масштаба.

       В разные годы школа была удостоена следующих наград:

-      дважды лауреат Всероссийского фестиваля «Рождественские каникулы (г. Москва), 

-      лауреат Международных выставок в городах Вольфсбург (Германия), Кальмар (Франция), Электросталь (Россия),

-    дипломант ежегодно проводимого Всероссийского художественного фестиваля молодых дарований «Жигулевская палитра»,

-      дипломант областного фестиваля искусств «Музыкально-художественная панорама Поволжья»,

-      дипломант выставок, организованных Фондом В. Спивакова, Международной художественной галереей (г. Москва),

-      дипломант I и II конкурса грантов за проекты «Хобби-курсы» и «Сделай мир цветным»,

-    лауреат конкурса «Детские школы искусств – достояние Самарской области» в номинации «Школа современных образовательных технологий»,

        -     победитель общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств России».

 

     
 

Добриднис Дарья, 15 лет,

"Русский корабль",

терракота, ангоб, 2013 год,

преп. Замула И.В.

 

Мишнева Алиса, 16 лет,

"Костюмерная",

терракота, ангоб, глазурь, 2014 год,

преп. Замула И.В.

 
 

 

 

 

 

20 апреля - 14 июня 2015 года

 

 

 

 
   

Открытие

 

 

 

 

Создавая выставку, посвящённую Великой Отечественной войне, перед авторами стояла задача создать живой эмоциональный образ той войны. Не рассказать о войне, а показать ее современному ребенку. Дать возможность юному зрителю почувствовать войну, прежде всего, через повседневную жизнь его ровесников 1941-1945 гг.

 

 

Зеркальный зал особняка посвящен началу войны и военному Куйбышеву. В экспозиции воссоздана жилая комната военного времени, какой она могла быть в Куйбышеве и других городах, находящихся в тылу,  не очень далеко от фронта (в обстановке комнаты использованы подлинные предметы начала 40-х годов). Дети не просто услышат об эвакуации и уплотнении, но и смогут увидеть те условия, в которых оказались куйбышевцы и миллионы людей по всей стране.  

 

 

Героями каминного зала стали дети, оказавшиеся во время войны в самых разных обстоятельствах – в тылу, на фронте, в оккупации, в плену, в блокадном Ленинграде. Истории одних «военных» детей рассказаны в фотографиях, а воспоминания других вошли в фильм, который посетители увидят в этом зале.

 

 

 

 

 
 

 

Просмотр фильма с воспоминаниями детей войны

 

 

 

 

 

В подвале музея расположено бомбоубежище. Это самый эмоциональный и в прямом смысле интерактивный момент выставки. Дети осторожно спускаются в подвал, где приглушён свет, стоят лавки, ящики от снарядов, крутится военная хроника – всё это заставляет ребёнка почувствовать то напряжение, опасность и страх, в которых люди находились месяцами и годами во время войны.

 

Ещё один зал рассказывает о тех людях, чьими глазами мы смотрим на войну – это военные операторы и фотокорреспонденты. О трёх куйбышевских документалистах - Николае Киселёве, Алёксее Казначееве и Николае Финикове можно будет узнать из фотографий, кадров кинохроники и личных вещей, бережно сохранённых их семьями.

 

На выставке много подлинных военных предметов- письма с фронта, открытки, фотографии, планшеты, медали и ордена из фонда музея, частных коллекций и семейных архивов. Также в экспозиции представлено 19 экспонатов военной формы 1941-1945 годов.  

 

Завершается эта выставка залом с детскими картинами из фондов ДКГ.  Дети, пришедшие на выставку, чувствуют «мирность» этого зала моментально - по краскам и сюжетам, которые контрастируют с чёрно-белыми фотографиями и хроникой военных лет. В этом зале дети играют в «кубики» и строят из цветных фигур свой город- цветной и мирный.

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 
             
 

 

 

 
             
 

 

 

 
             
 

 

 

 
 

 

 

 

   
 

Со 2 июля 2015 года

 

 

 Традиционно летом в Детской картинной галерее открывается выставка «Эксклюзивная кукла особняка Клодта». Выставка 2015 года, четырнадцатая по счету, представляет авторскую костюмную куклу Ольги Бакановой.

 

Среди кукол 2015 года будут две премьерных – княгиня Ольга и Александр Невский, которые продолжат тему русского костюма, но представят его в переосмысленных образах. Начало этой темы было положено в коллекции «Костюм русской знати допетровской эпохи», которую зрители увидят в каминном зале особняка. Это единственная коллекция русского костюма за всю историю «Эксклюзивной куклы». Несколько образов создано по мотивам костюмированного бала 1903 г. в Зимнем дворце. Все участники этого грандиозного празднества были в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича: Николай II был одет в костюм самого Алексея Михайловича, а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. На остальных куклах наряды русской знати XVI-XVII веков: молодого боярина в чуге и охабне, боярина в горлатной шапке, молодой боярыни в летнике, боярышни в опашне с ожерельем и др. 

В зеркальном зале будут выставлены десять кукол из коллекций Европейское Возрождение в костюме, Барокко и Рококо. Все герои этой экспозиции представляют собой монарших особ разных эпох и стран. Вот некоторые из них: Генрих VIII, Людовик XIV, Мария-Антуанетта, инфанта Маргарита, Мария Медичи и Екатерина II (ещё одна премьера). Экскурсовод расскажет не только о великолепных и подчас знаковых костюмах королей и императоров, но и о самих исторических персонажах, вдохновивших художника на создание кукол.     

В бывшем кабинете Екатерины Евгеньевны Клодт зритель встретится с одним из самых фривольных и чувственных стилей за всю историю культуры. Коллекция авторской костюмной куклы «Рококо» представляет моду XVIII века, которая выражает театральность и грацию этого времени. Среди кукол есть как те, которые имеют исторические прототипы (например, маркиза де Помпадур), так и придворные дамы и кавалеры, демонстрирующие общие стилевые тенденции. Куклы коллекции «Рококо» выполнены по эскизам Ольги Бакановой ей самой и ученицами мастерской «Эксклюзивной куклы» Ириной Гайнуллиной и Дарьей Куваниной. Прически кукол, фигуры и детали костюмов создаёт Ольга Лаврентьева, реставратор и многолетняя помощница Ольги Бакановой.

 

В двух малых залах особняка откроется выставка «Самара: картины из прошлого». В экспозиции представлен 21 лист с пастелями самарского архитектора и художника Владимира Алексушина. В своих рисунках автор «реконструировал» Самару, которой мы не можем увидеть в наши дни, а знаем лишь по старинным открыткам и фотографиям. Все работы сопровождены комментариями, подготовленными краеведом и автором книг по истории Самары Татьяной Алексушиной.

 

        

       Ещё в одном зале расположилась экспозиция детских картин «Вечные ценности глазами ребёнка», собранная в рамках одноимённого конкурса. Эта выставка-конкурс – продолжение проекта 1995-2000 годов, на который было прислано больше 2000 работ из 18 стран мира. Выставка 2015 года организована совместно с  Ассоциацией городов Поволжья и представляет зрителю работы детей из Самары, Ульяновска, Саранска, Нижнего Новгорода, Казани, Астрахани, Кирова, Пензы, Чебоксар, а также из городов Апатиты и Кировск Мурманской области. Детские картины, являясь одновременно и художественной ценностью и документом своего времени, выражают внутренние переживания ребёнка по поводу происходящих с ним и вокруг него событий. Таким образом, выставка «Вечные ценности глазами ребёнка» может стать уникальным художественным документом, который отразит как дети начала XXI века видят, чувствуют, переживают и выражают свои переживания. Вместе с картинами в экспозицию войдёт детская керамика из Самары и Нижнего Новгорода.

 

 

 

   
 

Ананьева Даша, 11 лет,

"Автопортрет с мамой",

бум., цв. карандаш, 2014 г.,

Мурманская обл., г. Кировск,

ДШИ №1 им. А.С. Розанова,

преп. Сапунова М.А.

Суслова Екатерина, 14 лет,

"Уютный дом",

г. Киров, ДЮЦ, преп. Чайкина Н.В.

Кабиров Энвер, 11 лет,

"Спасение кошки",

бум., гуашь, 2014 г.,

г. Казань, ДХШ №7,

преп. Лебенская М.А.

 
 

 


 

 

 

 
 

 С 12 октября 2015 года

 

        

 

 

Выставку «Лучшая работа года. 2015» можно назвать экспериментальной для музея, который решил показать зрителю кто, чему и как учит в современных школах искусств, художественных школах, мастерских, студиях, училище. Каждый преподаватель выбрал три лучших работы своих учеников и представил их на выставке вместе с одной собственной. Техника работ не ограничивалась - в экспозицию вошли живопись, рисунок, композиция, батик, керамика, созданные в 2014-2015 учебном году.

Эксперимент для музея заключался не только в том, что это первая подобная выставка в его стенах, но и в том, что он отказался от отбора работ и выставил всё, что было предложено педагогами-художниками. Таким образом, эта выставка пытается объективно рассказать о современном художественном образовании в Самаре и Тольятти.

В экспозицию, расположившуюся в нескольких залах особняка Клодта, вошло около 150-ти работ учеников и педагогов из Самары, Тольятти, Кинель-Черкасс, Усть-Кинельского и Новосемейкино.  Организаторы выставки надеются, что общая выставочная площадка будет интересна как зрителям, которые увидят профессиональное становление будущих художников, дизайнеров, архитекторов и фотографов, так и преподавателям, которые в одной выставке получат срез современного самарского художественного образования. И, возможно, уйдут с неё с новыми впечатлениями и идеями для дальнейшей работы.

Если выставка «Лучшая работа года» представляет свежие работы сегодняшних учеников и студентов, то детская художественная школа №2 на своей Юбилейной выставке покажет лучшие работы из своих фондов (живопись, акварели, графику, батики, витражи и керамику), которые собирались все 30 лет существования школы. Но две этих выставки, тем не менее, связаны: среди студентов художественного училища, чьи картины выставлены на «Лучшей работе года» есть выпускники ДХШ №2, а среди преподавателей, представивших собственные и ученические работы- Суботина Наталья, преподаватель этой школы.    

За 30 лет работы школу окончили больше 900 выпускников, многие из которых продолжили свое обучение в Самарском и Пензенском художественных училищах; в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, имеющих художественно-графические и архитектурно-дизайнерские факультеты. Такое успешное обучение опирается на целостную художественно-педагогическую концепцию школы, которая сложилась в середине 1990-х годов и лежит в основе её работы на протяжении 20 лет. Её главным положением стал интегрированный подход к развитию творческих и художественных способностей детей, который основан на возрастной психологии и на изучении опыта модернистских школ и направлений. Своеобразие концепции ДХШ №2 заключается в том, что она основана на принципе сосуществования различных творческих мастерских, своеобразных мастер-классов ведущих преподавателей школы, объединенных общешкольными традициями и художественно-педагогическим и задачами.

Ученики, педагоги и вся художественная школа много раз становились участниками и лауреатами художественных и педагогических конкурсов. Так, в 2015 году Детская художественная школа №2 включена в список победителей Общероссийского конкурса "50 лучших школ искусств", а её преподаватель  Андрей Васильевич Вельмискин стал лауреатом Общероссийского конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств".

      

 

 

 
 

Круглый стол "Традиции и тенденции современного преподавания в художественных школах"

 

Самарский кадетский корпус МВД России на выставке

 

 

День народного единства в рамках акции "Ночь искусств" в нашем музее

 

  

 
 

 

 


 

       
 

С 12 октября 2015 года

 

 

Выставка кафедры рисунка, живописи и скульптуры СГАСУ состоит из двух частей: студенческой и преподавательской. В каминном зале представлены картины художников-педагогов Станислава Фёдорова, Заслуженного художника России, члена союза художников и почётного члена союза архитекторов России, заведующего кафедрой рисунка, живописи и скульптуры СГАСУ, профессора, а также Евгения Чертыковцева, члена союза художников России, преподавателя живописи и рисунка.

В экспозицию вошли картины последних лет, и даже в такой небольшой временной промежуток поразителен диапазон тем, волнующих художников. Картины Станислава Фёдорова не просто передают его впечатления от окружающего мира, но отражают его напряжённые размышления о мироустройстве, желание постичь законы и ритмы человеческой жизни и Вселенной, показать всю сложность и противоречивость мира. Диапазон средств художественной выразительности этого художника огромен. На пространстве практически каждого холста мастер добивается такой сложной фактуры, такого неповторимого сочетания различных техник и приемов, что, кажется, пространство и глубина картины становятся безграничными.

В небольшой экспозиции «Рисуют архитекторы» выставлены учебные рисунки и коллажи студентов архитектурно-строительного университета. Среди работ есть конструктивные рисунки, задания на стилизацию, передачу фактур, работу с пространством. Большая часть работ - натюрморты с натуры, которые по-разному трансформированы (разбиты на плоскости, решены в декоративном ключе, переведены в абстракцию) в зависимости от поставленных перед студентами задач.

В экспозиции выставки «Праздник» представлено 14 картин Владимира Ясинского (Самара) и 15 работ Дмитрия Панфилова (Кинель). Оба художника работают в наивном стиле.

Термин «наивное искусство» происходит от французского naïve из латинского natives«природный, естественный, коренной, врожденный, изначальный». На выставке мы используем этот термин в узком смысле, понимая под наивным искусством творчество непрофессиональных художников, которое обычно не связано с господствующим художественным стилем эпохи.

Наивные художники чаще всего берут свои сюжеты из окружающей жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Из-под кисти этих художников выходят удивительно чистые, искренние и поэтичные художественные миры, в которых царит гармония между природой и человеком. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания.

Среди работ Дмитрия Панфилова есть как картины в нарочито детской манере, так и стилевые трансформации увиденного. Молодой художник пробует разные манеры – от графичных миниатюр, в которые вплетаются надписи, напоминающие лубочные, до живописных работ, где он работает большими цветовыми пятнами.

В отличие от пластичности Дмитрия Панфилова, живопись Владимира Ясинского отличает стилистическая целостность: у художника сложилась своя палитра, ритмическая организация изображения, есть круг излюбленных сюжетов. Большинство из них - «Цыганская пирушка», «Банный день», «Праздник», «Бабочка на прогулке», «Апрель» - художник берёт из своей повседневности: Владимир Ясинский живёт и работает в Зубчаниновке, утверждая, что именно здесь есть свой особенный творческий климат.             

Выставки будут работать по адресу: ул.Куйбышева, 139 до середины декабря 2015 года.

 

     
 

 

 

 

 

 

 
 

 

С 24 декабря 2015 г. до конца февраля 2016 г.

 
 
     
         
 

В декабре 2015 года исполняется 25 лет Детской картинной галерее Самары. Юбилейная выставка «для взрослых, которые были детьми, и для детей, которые обязательно будут взрослыми» будет посвящена самым интересным и знаковым моментам из истории музея.

На этой выставке вы увидите лучшее из музейных коллекций: детские рисунки из «золотого фонда», международную коллекцию детских работ из двух десятков стран (Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Казахстана, Канады, Китая, Мозамбика, Польши, США, Финляндии, Эстонии, Югославии, Сербии, Японии и других). В этих работах со свойственной детям искренностью одновременно выражена их индивидуальность и национальная самобытность. В этом же зале на карте мира можно будет отыскать те страны, где были нарисованы детские работы и наглядно увидеть географию музейной коллекции.

 

 

В экспозицию каминного зала кроме детских работ войдут репродукции картин признанных  художников - Матисса, Пикассо, Модильяни, Шишкина, Делоне и других. Каждая из этих картин своим колоритом, композицией, образами напоминает один из детских рисунков, представленных здесь же. Пришедшие на выставку смогут подобрать к взрослой работе детскую пару. За этой игрой мы предлагаем зрителям поразмышлять вместе с нами над тем, откуда появляются такие рифмы между взрослым и детским искусством. Почему мастера, прошедшие долгий профессиональный путь, используют те же образы, находят те же композиционные и цветовые решения, что и дети? И насколько правильно делить искусство на взрослое и детское?

 

Для ценителей декоративно-прикладного искусства на выставке будут представлены гобелены и чудесная керамика. Посетители всегда с живым интересом рассматривают, как в детских расписных куманцах и чайниках, забавных жирафах, рыбах и фруктах сочетается свобода фантазии с уверенным мастерством. Все выставленные произведения созданы детьми в мастерской керамики, которая открылась при Детской картинной галерее в 1999 году и продолжает свою работу по сегодняшний день.

В подвале особняка зрителей ждёт неожиданный сюжетный поворот. Осторожно спустившись вниз по лестнице, вы окажетесь в физической лаборатории, где демонстрируются занимательные опыты со светом и цветом. Эту часть экспозиции для музея подготовили молодые учёные из Физического института РАН. Такая научная лаборатория в стенах Детской картинной галереи неслучайна: многих художников волновала связь физики цвета и его восприятия человеческим глазом.

 

 

И, конечно же, мы не забыли о праздничном настроении – всех посетителей музея будет встречать новогодняя ёлка и рождественский вертеп.

Выставка будет открыта до конца февраля 2016 года.