Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

    

Terem.jpg (213476 байтов)

Выставки в Музее "Детская картинная галерея" г. Самары

в 2017 г.

 

 

 

 
 

 

 
 

 

В открытии выставки участвовал

Юрий Харитонов, один из ведущих архитекторов, возрождающих традиции храмового строительства в России, член-академик Академии архитектурного наследия

 

 

Если описывать выставку в хронологической последовательности, то начинается она с редких фотографий самарских церквей, которые были снесены и разобраны в начале 30-х годов. О масштабах разрушения можно судить по таким цифрам: в дореволюционной Самаре, границы которой доходили до улицы Полевой, было около 30 православных храмов, а к середине века в городе осталось только две действующих церкви. И, с утратой этих храмов, город потерял не только свои духовные опоры, свою историю и своё лицо, но и прекрасную архитектуру. В зале вместе с фотографиями находится большая карта старой Самары, на которой можно рассмотреть, где стояли не только православные храмы, но и другие культовые постройки многоконфессиональной Самары.

  

Современные церкви Самары представлены проектами Юрия Харитонова – одного из ведущих архитекторов, возрождающих традиции храмового строительства в России, члена-академика Академии архитектурного наследия. Для выставки были выбраны три самарских храма из нескольких десятков, спроектированных Юрием Харитоновым и построенных в России, Сербии и Черногории. Это храм-памятник во имя Св. вмч. Георгия Победоносца, церковь Всех Святых и церковь во имя Софии, Премудрости Божией. Наброски, чертежи и макеты показывают, как зарождаются архитектурные идеи, как они оттачиваются и обретают осязаемые формы. А реальное воплощение этих проектов и то, какое место они заняли в городском ландшафте, можно увидеть на фотографиях построенных храмов.

 

В каминном зале представлены иконы художников–иконописцев Владимира Кидишевича (Сербия, Белград) и Александра Чашкина (Россия, Москва). Оба художника связаны с церквями, построенными по проектам Юрия Харитонова: Александр Чашкин расписывал храм в честь Георгия Победоносца, а Владимир Кидишевич делает фреску в храме Всех Святых. Выставленные иконы являются авторскими, и образы Спасителя и Богоматери, с одной стороны, каноничны, а, с другой, отражают авторский стиль художника. Вместе с иконами в этой части выставки представлены проекты и макеты иконостасов. Посетители узнают, что собой символизирует иконостас, из скольких чинов он может состоять и по какой иконе в иконостасе можно узнать название церкви, в которой вы находитесь.  

       

В зале, посвящённом истории и современности Иверского монастыря, соседствуют старинные и современные экспонаты: первые были созданы в монастырских мастерских до его официального закрытия в 1919 году, вторые – там же, после его возрождения в 1990-х годах. Большая часть старинных предметов – бельё тончайшей работы, фрагменты вышивки и кружева, предметы дамского туалета – были сделаны в белошвейной мастерской. Среди мастерских, открытых вскоре после основания обители в 1850 году, именно белошвейная была самой крупной и востребованной, поскольку в ней готовили приданое для девиц. Также при монастыре работали золотошвейная, иконописная, чеканная, ковровая, переплетная, башмачная и другие мастерские. В современном монастыре удалось возродить некоторые из этих ремёсел: на выставке представлены работы вышивальщиц и золотошвеек из мастерской лицевого шитья.

 

«Словарь искусств», который сопровождает каждую выставку музея, на этот раз рассказывает о фреске. Несмотря на то, что это техника монументальной живописи, и она всегда связана с пространством архитектуры, специально для выставки игуменья Нина (Механикова) написала два фрагмента фрески, которые помогут посетителям лучше разобраться в особенностях этой техники. Ещё мы увидим, как и чем работают художники-фрескисты и узнаем, почему Микеланжело говорил, что масляная живопись предназначена «для лентяев и женщин», а фреска – для молодых и сильных мужчин.

   

 


 

 

 

Ретроспективная выставка самарского художника Бориса Иевлева представляет более двухсот работ в разных техниках (масляная живопись, акварель, графика) и жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) за последние шестьдесят лет. В каждом из произведений – своя задача, поиск, глубина, философское осмысление жизни и счастливые находки.

Судьба Бориса Александровича Иевлева сложилась так, что он с раннего детства ощутил себя художником и больше не менял своего предназначения.

Автор остается верен реалистической школе живописи. Для него очень важна скрупулезная передача натуры – как можно точнее взять цвет, взаимоотношения, передать форму и освещение. Б.Иевлев любит повторять, что не нужно ничего сочинять, а нужно внимательно вникать в природу и окружающий мир, они всё подскажут.

Душа самого художника – наблюдательного, спокойного, думающего – особенно хорошо видна в пейзаже. Они тщательно продуманы по композиции и чужды всякой случайности: в них присутствует острая авторская заинтересованность в увиденном, они гармоничны по цвету, наполнены поэзией и не подавляют излишней экспрессией. Разработанная автором оригинальная техника мазка своим ритмическим повтором «заставляет буквально физически ощущать, как тянутся к солнцу упругие стебли трав, оживает вся красочная палитра цветов земли» (Т.Ф.Алексушина). Художника завораживает сам процесс творческого воплощения на чистом полотне всей палитры живой природы, ее звучание, слышимое только ему самому.

Годы, прожитые в творчестве, не поменяли его взглядов. Он верен себе как художник, не подвластен конъюктуре и существует как бы вне времени. Искусство подарило ему счастье быть творцом.

 

Биографическая справка

 

Иевлев Борис Александрович родился 5 декабря 1937 года в Куйбышеве в семье фотокорреспондента ТАСС Александра Васильевича Иевлева и Ольги Евгеньевны, урожденной Соколовой, дочери самарского земского врача.

Рисовать начал с 5 лет. С 1948 года занимался в изостудии клуба 1905 г. у художника Александра Любимова, ученика Н.Фешина и Д.Кардовского. Оглядываясь назад, Борис Иевлев считает студию Александра Любимова своей главной профессиональной школой.

Окончил Республиканскую художественную среднюю школу им. Тараса Шевченко в Киеве. 

С 1958 по 1983 гг. работал художником в Куйбышевском отделении художественного фонда РСФСР. К этому периоду относятся роспись входа в Струковский сад, мозаика на тему космоса на улице Гагарина, роспись железнодорожного вокзала в городе Отрадный и другие монументальные и станковые работы.

Член Союза Художников РФ с 1983 г.

Участник областных, региональных, республиканских и всероссийских выставок. Работы находятся в Художественной галерее Хвалынска, частных собраниях России, США, Германии.

В 2005 году награжден Дипломом Российской Академии Художеств.

С 2003 по 2014 гг. преподавал академический рисунок и живопись в муниципальной экспериментальной детской художественной школе №4, позже переименованной в мастерские при Детской картинной галерее.

 


 

 

 

Сергею Калягину 15 лет. Он родился в Самаре и учится в школе №124 на отделении иностранных языков. Рисующим и занимающимся лепкой Сергей помнит себя с детства, а вот системное художественное образование начал получать в 2014 году в ДХШ №1 у Елены Андреевны Осиповой. Видя способности начинающего художника, педагог познакомил его с техникой декоративной графики, которую Сергей стал активно осваивать и практиковать, постепенно находя свою стилистику и темы.

 

Натуру для своих рисунков он ищет в природе, и чем сложнее она оказывается, тем усерднее работает художник. Сергей тщательно и виртуозно прорабатывает все замысловатости формы и сложности фактуры, скрупулезно следуя изначальному замыслу и ведя за собой зрителя.

В современном искусстве техника, в которой работает Сергей Калягин, получила специальное название - дудлинг. В переводе с английского doodle- "машинальное рисование, бессознательный рисунок", то есть это изображение, которое складывается из отдельных точек, штрихов, кружков. Иногда художник заполняет причудливым орнаментом всё пространство листа, иногда отдельные фигуры. В зависимости от того, во что складываются узоры, дудлеры (так называют мастеров дудлинга) делятся на абстракционистов, пейзажистов, портретистов, реалистов и тех, кто рисует слова.

Дудлинг может выполняться бессознательно во время какого-то другого занятия - умственной деятельности или разговора. Такое интуитивное рисование произвольных линий, фигур и узоров помогает сосредоточиться и удерживать концентрацию внимания.

Многих известных людей мы с долей юмора смогли бы сегодня назвать «дудлерами»: в процессе своей творческой или научной деятельности они разрисовывали всё, что попадалось под руку (например, Пушкин и Лермонтов, чьи рукописи пестрят портретами героев, друзей, карикатурами и росчерками).

 


 

 
 

Каждое лето в стенах особняка Клодта открывается традиционная выставка исторической костюмной куклы, созданной в мастерской художницы Ольги Бакановой. В этом году зрителям будет представлена долгожданная премьера, которой стала коллекция «Сорока, ворона и красный петух». В неё вошло тринадцать кукол, созданных по мотивам русских народных праздников, обряды и обычаи которых дошли до наших дней с языческих времен. Некоторых персонажей этой коллекции, таких как сбитенщик, кукольник, скоморохи, цыганка, легко представить себе  на ярмарочной площади какого-нибудь губернского города или увидеть на открытках «Типы России». За другими куклами угадать конкретных персонажей невозможно, потому что это куклы-образы, в которых художница олицетворила Троицу, карусель, праздник Коляды.

Характер каждой куклы из новой коллекции, детали костюмов, динамика поз передают стихийность русского праздника, его удаль, веселье и широту. Специально для этой коллекции в мастерской Ольги Бакановой были исполнены текстильные панно, посвященные двум главным событиям русской зимы – Рождественским Святкам и Масленице.

В зеркальном зале особняка представлена ещё одна коллекция Эксклюзивной куклы - «Костюм русской знати допетровской эпохи». На всех куклах сложные многослойные наряды русской знати XVI-XVII веков: молодого боярина в чуге и охабне, боярина в горлатной шапке, молодой боярыни в летнике, боярышни в опашне с ожерельем. Несколько образов из коллекции создано по мотивам костюмированного бала 1903 г. в Зимнем дворце и имеют свои исторические прототипы. Все участники этого грандиозного торжества были в нарядах эпохи царя Алексея Михайловича, которые готовились специально для этого случая. Николай II был одет в костюм самого Алексея Михайловича, а императрица Александра Фёдоровна - царицы Марии Ильиничны. Вместе персонажи двух этих коллекций демонстрируют панораму русского костюма от народного до боярского и царского.

В одном из малых залов музея расположилась часть коллекции «Ампир и бидермайер», которая знакомит с модой первой половины XIX в. Четыре персонажа связаны с историей Самарской губернии – это владелец  усадьбы Усолье Владимир Петрович Орлов-Давыдов, его супруга Ольга Барятинская в свадебном платье, а также матери главных героев - графини Наталья Давыдова и Мария Барятинская.  

Ещё одна узнаваемая героиня коллекции – Мария Лопухина, созданная по мотивам картины художника В. Боровиковского. Остальные куклы коллекции – светские дамы первой половины XIX в. в прогулочных и бальных нарядах, кашмирских шалях и шляпах-кибитках.  

  

 

Одновременно с экспозицией исторической костюмной куклы в галерее будут открыты ещё две выставки: «Про мальчишек. Про девчонок» и «Деревяшки Юрия Ивукина». Первая показывает рисунки воспитанников художественных мастерских при Детской картинной галерее, которыми руководят Иевлева Н.В., Зырянова Н.И., Денисова И.В. и Василюк Н.М. Все эти работы были созданы за последние несколько лет и отражают интересы, пристрастия и вкусы сегодняшних детей и подростков.

 В отдельном зале расположились работы учеников мастерской архитектуры и дизайна Самсоновой Марины. Обладая самостоятельной художественной ценностью, они вместе с тем интересны и как учебные упражнения, в которых решаются поставленные педагогом задачи. Причём каждым учеником они решаются по-своему. Среди работ зрители увидят архитектурные фантазии на тему «город», декоративные стилизации и абстракции в графике и цвете, макеты и эскизы к ним.  

 В небольшой экспозиции «Деревяшки Юрия Ивукина» вы увидите мелкую пластику самарского автора, который известен скорее как живописец, и лишь немногие знают его как резчика по дереву.    

Все работы, представленные в экспозиции, условно можно разделить на два типа:

- функциональные предметы, которые можно использовать в быту – это ложки, ковши, солонки, гребни;

- мелкая пластика: небольшие фигурки животных и людей. Несколько фигурок выполнены в виде традиционной японской техники – нэцкэ.

Мастер использует различные породы дерева: от более мягких, таких как липа, осина, кора чёрного тополя, ольха, до очень твёрдых и прочных (дуб, берёза, самшит, груша, чёрное дерево). В своей работе Юрий Ивукин отдаёт предпочтение  топору, пиле, ножовкам и стамескам, и совсем не использует электрические инструменты. Все работы Юрия Ивукина являются оригинальными изделиями и выполнены в единственном экземпляре.