Каталог-путеводитель по детским музеям мираМуниципальный музей "Детская картинная галерея" г. СамараОбщая информацияТема для обсужденияВыставкиЗнакомьтесь, автор! 

      

Terem.jpg (213476 байтов)

Выставки в Муниципальном музее 

"Детская картинная галерея" г. Самары

в 2018 г.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 
             

С 27 декабря 2018 года

 

 

Как следует из названия, литературной основой для зимней выставки стала сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Официальным поводом для такого выбора послужил приближающийся юбилей произведения: в 2018 году исполняется 160 лет с момента её первой публикации. Впервые «сказка ключницы Пелагеи» (с таким подзаголовком вышел текст) увидела свет в 1858 году в приложении к книге Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». В экспозиции можно будет увидеть издание этого произведения 1909 года, предоставленное, вместе с несколькими другими книгами, автографами его сыновей и фотографиями, Самарским литературно-мемориальным музеем им.М.Горького.

Кстати, «Аленький цветочек» имеет к нашему городу непосредственное отношение: дело в том, что здесь жил адресат, которому была посвящена сказка. Один из сыновей Сергея Тимофеевича, Григорий, в 50-70 годы XIX века служил в Самаре – сначала вице-губернатором, а спустя время губернатором, делая многое для города и губернии. Адресатом «Аленького цветочка» стала дочь Григория и любимая внучка Сергея Тимофеевича Ольга, жившая вместе с отцом в Самаре.  

За прошедшие с первой публикации годы сказка «Аленький цветочек» завоевала не одно поколение детей и взрослых и стала национальным литературным достоянием, выдержав десятки переизданий и постановок. Именно эта жизнестойкость сказки заставила нас иначе взглянуть на «юбилейный» повод и отправиться в новое путешествие по хорошо, как всем казалось, знакомому тексту. Вместе с собой мы позвали детей, объявив художественный конкурс, в котором поучаствовало почти 400 авторов из Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Жигулёвска и других городов и сёл. Из этих работ было отобрано около 250 иллюстраций, которые и стали главными экспонатами выставки. Благодаря этим рисункам сказка словно смогла проявить всё богатство заложенных смыслов в визуальном «объёме»- приходя на выставку, зрители буквально попадают в калейдоскоп героев и образов. По ним несложно понять, что тронуло детей в этой сказке, как они представили себе сестёр, купца и чудище,  какие моменты оказались самыми волнующими и вдохновляющими. Кроме конкурсных рисунков в выставку вошла керамика учеников ДХШ им. Марка Шагала (город Тольятти) и мастерских при музее. Эти работы представляют пластическое решение образов сказки.

 

 

В какой-то степени выставка «Аленький цветочек» получилась не совсем музейная, в том смысле, в каком от музея обычно ждут предметов старины и следов времени. В этой экспозиции все рисунки буквально сегодняшнего дня – их авторы ходят, растут, рисуют рядом с нами. И наша выставка даёт прекрасный повод с ними познакомиться. 

 

 

Вместе с детьми, пришедшими на выставку, мы попробуем поискать ответы на вопросы: о каких чудесах на самом деле рассказывает эта сказка? В чём секрет её долгой жизни? Почему читатели очень разного возраста находят в этой истории что-то важное для себя? И  как смог Аксаков превратить широко известный в Европе сюжет в настоящую русскую сказку? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся хорошенько вспомнить текст, а кому-то из самых маленьких посетителей впервые с ним познакомиться.

 

Выставка построена так, что все события «Аленького цветочка» разделены на пять ключевых фрагментов и каждый из них представлен в отдельном зале. Проходя сквозь них, играя с героями, выполняя задания, наблюдая и рассматривая рисунки, дети доходят до самого острого и кульминационного момента сказки. И тут от наших маленьких зрителей потребуется вся вдумчивость и сердечная чуткость, чтобы помочь сказке обрести свой счастливый конец. 

 

Всех, пришедших на выставку ждут испытания, впечатления, вопросы и ответы,

сюрпризы и отличное настроение!

 

 

 


 

 

 

Выставка «Художник в городе» представляет самарский городской пейзаж, начиная со второй половины ХХ века. Даже самые традиционные жанры, а городской пейзаж, безусловно, к таковым относятся, переживают свои периоды взлётов и падений, оказываются востребованными в разные моменты истории, а потом на десятилетия уходят в забвение. Так случилось и с самарским пейзажем, который в последние 30-40 лет оказался очень популярен у живописцев и графиков. В открывшейся экспозиции можно увидеть достаточно широкий круг авторов, которые рисовали и рисуют Самару, задуматься о причинах интереса к этому жанру и переменах, происходящих с городом и с нами.

 

 

Выставка начинается с самарских пейзажей из коллекции Сергея Рудняева. Художники, представленные в этом собрании, относятся к нескольким поколениям самарских, и не только, живописцев, воспитанных в разных школах и работающих в разных манерах. Объединённые вкусом и выбором коллекционера они стали частью гармоничного целого.

Самая ранняя работа этого собрания и всей выставки написана в 1947 году и принадлежит кисти Исаака Цыбульника (1909-1986). Кроме этого художника, коллекция С.Рудняева представлена картинами Б.Галахова, В.Кожанова, Ю.Коневского, Н.Лукашука, А.Моисеенко, А.Острецова, Н.Полежаева, А.Попова, А.Тумпурова, И.Тюрина. В общей сложности временной диапазон работ охватывает  70 лет – с 1947 по 2017 год. Кроме самарских художников, на выставке есть картина Владимира Пентюха – пензенского художника, чья живопись особенно близка коллекционеру, и две акварели Сергея Алдушкина - признанного акварелиста из республики Марий Эл, достигшего необычайных высот изысканной акварельной техники.

В каминном зале выставлены городские пейзажи трёх самарских художников-современников: Владимира Башкирова, Владимира Романова и Игоря Дония, а также несколько картин Евгения Чертыковцева, Бориса Иевлева и Оксаны Даньчиной. В творчестве первых трёх художников Самара стала и остаётся одной из основных сюжетных тем, которая разрабатывается в разной эмоциональной тональности. Город осмыслен и изображён каждым из художников по-своему: Самара Игоря Дония – это город из безвременья, в котором нет людей, и только обобщённые фасады знакомых домов выступают из тумана памяти. Темпераментные этюды-картины Владимира Башкирова написаны с натуры, их густая пастозная фактура и использование мастихина вызывают физическое ощущение потока времени и приносимых им перемен, за которыми пытается успеть художник. На картинах Владимира Романова город кипит жизнью и приметами сегодняшнего дня, он динамичен; на этих перекрёстках и бульварах происходят человеческие встречи и протекает человеческая жизнь.

Особняком в разнообразном ряду картин этой выставки стоят три полотна Александра Альфредовича Баканова, художника, сценографа, члена Союза художников и Союза театральных деятелей России. Эти картины открывают хронологию изображённых событий, погружая зрителя в жизнь и уклад дореволюционной Самары. На эту творческую задачу работает и виртуозная живописная манера.

По словам художника, свою главную задачу он видит в том, чтобы восстановить в своих картинах дыхание старой Самары, ее неспешной, но богатой событиями жизни. По многим его работам можно представить в подробностях самарскую историю конца XIX – начала XX века и узнать, чем было наполнено городское пространство в это время.

В двух малых залах музея размещена графическая часть выставки. В кабинете хозяйки, невольно задавшем женский тон экспозиции, представлены рисунки Галины Суздальцевой, Анны Горбуновой, Ии Денисовой и Екатерины Мараховской.

 

Продолжают линию графики рисунки Вагана Гайковича Каркарьяна (1934-2014), заслуженного архитектора России, члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, профессора Самарского государственного архитектурно-строительного университета.

На выставке архитектор выступает как художник-график, досконально и почти документально фиксирующий в своих работах старые самарские дома и улицы. В экспозицию вошло несколько десятков листов из графической летописи Самары Вагана Каркарьяна, состоящей более чем из 500 листов.

Зритель наблюдает, как настраивается оптика художника, что он считает нужным сохранить в своём рисунке и зарисовывает это так детально, словно оставляет возможность для будущего воссоздания.

Рисунки Вагана Каркарьяна - это и рисунки-исследования: на обороте практически всех листов есть внимательные авторские подписи с указанием адресов домов, их архитекторов и владельцев, а на многих достаточно подробная история и описание архитектурных особенностей. Это и рисунки «на память»: как человек с большим жизненным и градозащитным опытом, архитектор не мог не понимать, что не всем из этих домов найдётся место в завтрашнем дне. А многим не нашлось уже в сегодняшнем.

Кроме живописных и графических работ на выставке можно познакомиться с художественной керамикой Валентины Свешниковой и изделиями Михаила Бочко и Ирины Олиной.

Традиционная «детская» часть выставки «Художник в городе»  состоит из картин 1990-2000-х гг. из фондов музея и показывает, как дети и подростки подходят к городскому сюжету. Среди этих работ продолжают развитие два основные линии в изображении города, которые прослеживаются и у профессиональных художников: это пленэрные зарисовки, сделанные непосредственно с натуры, и ученические композиции, в том числе и исторические. В экспозицию вошли работы учеников  детских художественных школ №1 и №2, экспериментальной детской художественной школы №4 (сейчас – творческие мастерские при ДКГ), общеобразовательных школ №145 и № 177.

 


 

     
 

 

7 июня в Самарской Детской картинной галерее открылось сразу три выставки.   Этим летом галерея покажет самое ценное из своих коллекций: детские картины из «золотого фонда» музея, уникальные куклы особняка Клодта и рельефы для тактильного восприятия.

 

Выставка «Золотой фонд Самарской Детской картинной галереи» - это лучшие детские картины и керамика из запасников музея.  Работы собираются основателем галереи  Ниной Васильевной Иевлевой с 70-х годов XX века.  Детские работы не уступают по выразительности картинам профессионалов и доказывают право и возможность ребёнка быть полноправным  художником.

Сейчас авторам картин 30, 40, 50 лет. Многие из них – известные граждане Самары. Повзрослевшие «юные художники» приглашены на открытие выставки.  С ними можно будет познакомиться и поговорить, «о чём» они рисовали в детстве.  

 

 

«Эксклюзивная кукла особняка Клодта» - традиционная летняя выставка.  Эта часть фондов музея известна не только в Самаре.  В разных вариациях выставка побывала в Венеции, Москве и Казани. 

Все куклы уникальны.  Каждую создала вручную художница Ольга Баканова.   Жанр - костюмная кукла.  Это - миниатюрная демонстрация моды разных эпох и стран.  Всего в запасниках музея 10 коллекций. Они охватывают историю моды от Готики до Арт-Деко.  Но этим летом выставляются лишь две из них, посвященные костюму XVII века в Европе и России.

Коллекция «Барокко» демонстрирует европейскую моду.  Здесь много персонажей знакомых по фильмам и книгам: кардинал Ришелье, Мария Медичи, Людовик XIV, инфанта Маргарита, Герцогиня де Фонтанж.  Все, за исключением юной испанской принцессы, относятся ко Франции.  Ведь именно Версаль стал в XVII в. законодателем стиля, который приняли все королевские дворы Европы.

 

«Костюм русской знати допетровской эпохи» - это красота русских нарядов. Самобытные традиции русского костюма  прервал Петр I, когда ввел в обиход знати и горожан европейское платье.  Тема «корней» поддержана куклами по мотивам знаменитого костюмированного бала 1903г. в Зимнем дворце. Вся знать Российской империи присутствовала на нём в исторически достоверных костюмах эпохи царя Алексея Михайловича.  Несколько нарядов воспроизведены для выставки по фотографиям.   

От допетровских лет к совсем древним языческим временам зрителя ведут куклы из коллекции «Сорока, ворона и красный петух». Она создана по мотивами русских народных праздников, обрядов и обычаев.

 

Выставка тактильных рельефов «Средневековье» - образовательный инклюзивный проект.  Он задумывался для людей с ограниченными возможностями по зрению.  Но формат оказался привлекателен для более широкой аудитории.  Экспонаты на выставке не только можно, но и нужно трогать.  Восприятие "на ощупь" направляется и сопровождается аудиогидом.

За 40 минут можно получить общее представление об архитектуре Средневековья и тех смыслах, которые она воплощала. Фасады и детали исторических памятников после такого "экспресс-тура" останутся буквально на кончиках пальцев.                           

Почти все рельефы представляют храмы романской и готической культуры. Именно вокруг них концентрировались тогда лучшие творческие силы. Сами памятники, с которых сделаны рельефы, находятся во Франции, Италии, Испании, Германии, Чехии.